Рынок долгосрочных контрактов растет третий месяц подряд, что соответствует 8% общему росту ставок морского фрахта в годовом исчислении, следует из последнего отчета индексов норвежского эксперта рынка Xeneta Container (XSI® Public Indices). Тем не менее, несмотря на небольшое позитивное развитие рынка, «сохраняется обеспокоенность по поводу способности перевозчиков покрывать расходы, связанные с соблюдением новых правил IMO 2020, касающихся топлива с низким содержанием серы», - говорится в отчете Xeneta.
Индексы Xeneta XSI® дают представление о текущем состоянии рынка на основе данных о контейнерных перевозках, получаемых в режиме реального времени от различных участников рынка, показывают состояние отрасли за последние довольно сложных для отрасли 18 месяцев, характеризующейся общей тенденцией снижения ставок, преобладающей с лета 2018 года. Отчет, основываясь на 160 млн точек данных, показывает, что эта динамика изменилась незначительно, при этом декабрьский рост на 0,9% был консолидирован с 2,2% увеличением в течение января 2020 года.
Как отметил генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд, развитие не соответствует ожиданиям рынка с учетом беспокойства в прошлом году по поводу введения в силу требований IMO 2020 по сере. Эксперт отмечает, что по всем направлениям наблюдаются противоречивые изменения.
XSI® разбивает колебания ставок морского фрахта по регионам, показывая подробное изменение тенденций в ключевых торговых коридорах. В Европе контрольный показатель импорта показал увеличение на 2,4% по сравнению с прошлым месяцем (9,2% рост в годовом исчислении), в то время как показатель экспорта увеличился лишь на 0,3%.
Индекс импорта с Дальнего Востока показал уверенный рост на 4,9% и сейчас на 10% больше по сравнению с рекордным минимумом, зафиксированным в октябре 2019 года. Также вырос на 4,5% индекс экспорта по сравнению с прошлым месяцем.
Индекс импорта в США показал падение на 2,1%, но остается еще на 22,5% больше, чем в прошлом году. Индекс экспорта вырос на 5,5%, что является самым большим показателем в месячном исчислении с июля 2019 года, что означает рост индекса на 16,7% в годовом исчислении.
По мнению гендиректора Xeneta, ключевое значение имеет реакция на действующие правила IMO 2020 по низкосернистому топливу.
«Мы отслеживаем в наших данных влияние, которое оказывает новые правила. Наши данные о ставках также не показывают, что директива IMO 2020 оказала какое-либо существенное влияние на уровни ставок. Контейнерным перевозчикам еще предстоит найти правильную формулу для компенсации стоимости более дорогого топлива. Они сталкиваются с реальными трудностями на линиях, перевозящих товары широкого спроса, где ценообразование имеет решающее значение для завоевания доли рынка, и небольшое повышение, которое мы наблюдаем, главным образом связано с базовым спросом и предложением, не более того», – сообщил Патрик Берглунд.
В отчете Xeneta далее говорится: «Действительно, в коридоре Дальний Восток-Европа долгосрочный рынок незначительно вырос, но не выше уровней 2019 и 2018 годов, когда не действовали нормативы IMO2020. Если мы посмотрим на краткосрочный рынок, мы действительно увидим некоторый скачок, который предполагает, что в этот момент игроки с меньшими объемами, похоже, являются теми, кто берет на себя большую часть новых затрат на топливо».
«Транстихоокеанский регион вступает в период переговоров, и именно он может стать интересным для отрасли. Мы ожидаем, что перевозчики не будут церемониться, сыграют на повышение, чтобы попытаться восстановить расходы на новое топливо в течение контрактного периода во втором квартале, если новые топливные стандарты действительно влияют на долгосрочные рыночные ставки. Это еще предстоит выяснить, и как никогда важно быть в курсе - не опираться на слухи, а проверять факты», – считает представитель экспертной компании.
«Перевозчики пока не предпринимают меры по возмещению затрат на топливо, но вместо этого регулируют свои мощности, как, например, альянс 2M, объявивший об отмене пяти рейсов в марте. Будет интересно проследить дальнейшее развитие этой проблемы и увидеть влияние этого вопроса, когда ключевые игроки представят свои очередные финансовые результаты своей деятельности».
Что касается отношений между США и Китаем, где новая торговая сделка (в рамках которой, помимо других мер, Китай увеличит импорт США, в то время как США снизят некоторые ключевые тарифы), можно сказать, что напряженность здесь несколько снизится. Однако, как считает Патрик Берглунд, данная сделка касается только тарифов на товары стоимостью $120 млрд, при сохранении более высоких тарифов на товары стоимостью $360 млрд.
«Пока рано уверенно прогнозировать, как будет развиваться рынок в ближайшие несколько месяцев. Будет также неправильно считать, что рост индексов последние три месяца означает, что мы имеем устоявшуюся тенденцию новых долгосрочных ставок», - говорит Патрик Берглунд.
Индексы XSI® основаны на собранных данных о ставках от ведущих мировых грузоотправителей. Компании, участвующие в данной краудсорсинговой платформе, включают такие компании, как Electrolux, Continental, Unilever, Lenovo, Nestle, L’Oréal и Thyssenkrupp.
Xeneta, частная компания из Осло (Норвегия), является признанным международным экспертом в области статистических и аналитических данных по морскому фрахту, морским контейнерным перевозкам. Платформа Xeneta является удобным в использовании программным решением, которое дает грузоотправителям и экспедиторам возможность оперативно сравнить свою цену доставки с крупнейшей в мире базой данных по контрактным ставкам, отражающей текущее изменение ставок морского фрахта. База индексов Xeneta включает более 160 млн контрактных тарифов на более чем 160 тыс. международных судоходных маршрутах, что позволяет принимать обоснованные решения в области логистики их грузов, стоимости доставки. Помимо штаб-квартиры в Осло, компания имеет региональные представительства в Нью-Йорке и Гамбурге.