В Новороссийске 21 мая 2019 года состоялись комплексные учения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в акватории морского терминала «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК). Как сообщает пресс-служба консорциума, учения проведены в целях отработки взаимодействия собственных сил и средств КТК, а также привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти в соответствии с планом ликвидации аварийных разливов нефти на морском терминале АО «КТК-Р, актуализированным в апреле 2019 года.
В практической части мероприятия приняли участие более 150 специалистов, было задействовано 19 единиц флота, 1,2 км морских боновых заграждений, 450 м боновых заграждений для защиты береговой полосы, 15 единиц нефтесборных систем общей производительностью 635 куб. м/час, а также различные виды оборудования, предназначенного для ликвидации разливов нефти (ЛРН).
В 10:07 мск региональный менеджер Морского терминала Алексей Пелипенко дал вводную об условно обнаруженном выходе нефти в районе выносного причального устройства (КТК ВПУ-2). Мастер по швартовке отдал команду диспетчеру Главного центра управления (ГЦУ) об условной остановке погрузки танкера. Из гавани вспомогательных судов морского терминала КТК и порта Новороссийск к месту учений немедленно выдвинулись суда с оборудованием ЛРН. Суда оперативно сформировали шесть нефтесборных ордеров.
Согласно следующей вводной, участники учений отработали мероприятия по локализации и ликвидации разлива нефти на прибрежной полосе. Личный состав аварийно-спасательных формирований развернул береговые и прибрежные боновые заграждения, нефтесборные системы, емкости для временного хранения собранного нефтепродукта, выполнил условный сбор нефтяных пятен и продемонстрировал готовность к доочистке акватории и береговой полосы. В 13:12 мск учения завершились.
КТК ежегодно проводит не менее 10 крупномасштабных учений по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров. Являясь частью политики компании в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, эти мероприятия направлены на обеспечение готовности сил и средств КТК и его подрядчиков по аварийному реагированию к оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в регионах прохождения трассы магистрального нефтепровода.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.