Евросоюз выделил 5 млн евро на реализацию европейского инновационного проекта FLAGSHIPS - отраслевого консорциума для финансирования строительства и ввода в эксплуатацию в Норвегии и Франции двух коммерческих судов с водородными топливными элементами с нулевым выбросом, сообщила пресс-служба проекта.
Первое судно будет строиться в Лионе (Франция), второе – в г. Ставангер (Норвегия). На французской верфи построят буксир-толкач на водороде и передан речной транспортной компании Compagnie Fluvial de Transport (CFT). Он будет эксплуатироваться компанией в качестве вспомогательного судна на реке Роне.
В Ставангере движительная установка на водородном топливе предназначена для грузопассажирского парома (оператор Norled), который будет обслуживать местные транспортные маршруты.
Средства, выделенные для проекта FLAGSHIPS, были предоставлены в рамках программы ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020» в рамках совместного проекта по внедрению экологичного топлива на основе водорода.
Экологичное и устойчивое судоходство является предпосылкой для достижения национальных и международных целей по сокращению выбросов. В условиях растущего давления на судоходство для снижения вредных выбросов топливные элементы и водород становятся ключевыми технологиями, обеспечивающими устойчивый транспорт для международной судоходной отрасли.
Координировать работы по проекту будет старший научный сотрудник и главный инженер проекта Антти Похьоранта из Центра технических исследований VTT Финляндии.
Цель проекта заключается в том, чтобы двигатели двух судов могли работать на водороде, полученном из возобновляемых источников энергии. Это позволит не только эксплуатировать суда с нулевым уровнем вредных выбросов, но и создать прочную основу для дальнейшего расширения местного экологичного морского и речного транспорта.
В инновационном проекте будет рассмотрена возможность замены биодизеля водородом на одном из паромов, которые будут построены для маршрута Финной на северо-востоке от Ставангера. Маршрут обслуживает несколько островков с очень непродолжительными остановками, что не позволяет эффективно использовать электрические движительные установки с зарядкой аккумуляторов на береговой станции. В планах разработчика проекта компании Norled – применение водородно-топливной технологии в других проектах, связанных с водородом, таких как строительство первого в мире судна, работающего на жидком водороде, для маршрута на Хельмеланд (Зап. Норвегия).
Помимо Евросоюза в финансировании проекта новых судов участвуют судовладельцы CFT и Norled, а также партнеры по консорциуму.
Важной частью проекта станет выстраивание вспомогательной сети по обеспечению европейского проекта, включающей поставки водородного топлива, проектирование и строительство судов, а также знания в области нормативных актов.
Проект FLAGSHIPS объединяет группу партнеров, ведущих представителей отрасли: судовладельцев, поставщиков технологий на топливных элементах, разработчиков установок электропитания, специалистов в области интеграции и производства, кораблестроителей и др.
Консорциум FLAGSHIPS включает девять европейских партнеров с двумя судовладельцами Norled (NO) и CFT (FR), производителем судового оборудования компанией LMG Marin (NO & FR). Технология топливных элементов на водороде поставляется компанией Ballard Europe (DK). Контроль и управление энергопотреблением судов будет обеспечен компанией PersEE (FR). Управлением, распределением и экспертизой безопасности водородного топлива будет заниматься компания VTT (FI) и NCE Maritime CleanTech (NO). Предполагается, что скоро к консорциуму присоединится Westcon Power & Automation (NO).