Финляндия планирует моделирование подходного фарватера Сайменского канала в связи с увеличением габаритов судов. Об этом говорилось в ходе традиционной встречи Уполномоченных Российской Федерации и Финляндской Республики по Сайменскому каналу, состоявшейся 11 апреля 2019 года в Москве. Как сообщает пресс-служба Росморречфлота, уполномоченные, от российской стороны - заместитель министра транспорта РФ - руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, и от финляндской - статс-секретарь министерств транспорта и связи Финляндской Республики Харри Пурсиайнен, отметили динамичное развитие сотрудничества России и Финляндии на Сайменском канале.
Российская сторона проинформировала об окончании работ по реализации проекта организации дорожного движения на автодороге, проходящей по арендуемой Финляндской Республикой территории. Теперь на указанной дороге установлены дорожные знаки российского образца и ГИБДД России в полной мере осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения.
Также на встрече определен регламент взаимодействия Уполномоченных двух стран по Сайменскому каналу. Они будут встречаться ежедневно два раза в год в январе и июне. Следующая встреча намечена на июнь текущего года на арендуемой территории Сайменского канала.
На встрече был подписан протокол о продолжительности периода навигации на Сайменском канале и подходном фарватере Сайменского канала в 2019 год. Период навигации определен с 17 мая 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в юго-восточной части Финляндии и Выборгский залив в России, был открыт в 1856 году. Канал, реконструированный в 1963-1968 годах, имеет общую протяжённость с морским фарватером - 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км.
Сайменский канал стал для юго-восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечивает доступ местных товаров на мировой рынок и способствует экономическому росту региона и страны в целом. Только за 50 лет после реконструкции канал по нему перевезено более 60 млн тонн грузов.
Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.
Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен 27 сентября 1962 года в Москве. По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения. Реконструкция началась в 1963 году. 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт.
В 2010 году подписан новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.