Ресурсный потенциал только лишь Ямала и Гыдана позволяет обеспечить кластер производства сжиженного природного газа (СПГ) 140 млн тонн в год, заявил глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин, выступая на панельной дискуссии «Производство и использование СПГ в Арктике» на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге. Об этом сообщает пресс-служба Минприроды.
Рынок сжиженного природного газа – один из наиболее перспективных в газовой отрасли. С запуском проектов СПГ на Ямале Россия получила реальные шансы стать одним из мировых лидеров на рынке. Предполагается, что половину планируемого грузопотока по Северному морскому пути составит именно СПГ.
Какие проекты в этой области являются значимыми в международных масштабах? Каких шагов потребует их реализация? Как эти проекты отразятся на экономике, на экологии региона? Эти вопросы обсудили эксперты из разных стран. Дискуссию вёл телеведущий, специальный корреспондент PBS NewsHour Райан Чилкоут.
Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин рассказал, что темой СПГ начал заниматься, будучи ещё губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). «Помню, как в 2012 году мы забивали первую сваю в Сабетте на Ямале. Тогда мало кто верил в эти проекты. Это очень дерзкое направление, ещё 10 лет назад мы вообще не думали, что сможем работать в Арктике. Каждый шаг в Арктике инновационен. Но сейчас мы уже видим, что наших компетенций хватает для успешной и уникальной в мире работы», - отметил Кобылкин.
Глава Минприроды России подчеркнул, что проекты дальнейшего освоения арктических природных богатств неразрывно связаны с развитием Северного морского пути (СМП). Он уточнил, что вопросами СМП ведомство будет заниматься в русле национального проекта «Экология», поскольку проект имеет важнейший экологический аспект.
По словам Дмитрия Кобылкина, Северный морской путь – это ряд вызовов и для Росгидромета: применение современных технологий дистанционного зондирования земли, спутниковый контроль метеоусловий и т.д. В кратчайшие сроки предстоит дополнительно вывести на орбиту порядка 5-6 спутников, чтобы обеспечить достоверные сведения о погодных условиях в регионе.
«Мы должны обеспечить безопасный путь движения судов, обеспечить полностью навигацию. Для этого нам недостаточно того, что имеет в данный момент Росгидромет по Северному морскому пути, особенно на азиатско-тихоокеанском направлении - «от Сабетты вправо». Мы надеемся уже в ближайшее время нарастить ресурсы Росгидромета в этом проекте», – пояснил Дмитрий Кобылкин.
Россия занимает ведущее место в мире по запасам природного газа. Как сообщил министр, разведанные и неразведанные запасы, а также ресурсный потенциал госфонда недр только лишь полуострова Ямал, прилегающей акватории Карского моря и полуострова Гыдан позволяют обеспечить избыточными объёмами кластер производства СПГ производительностью до 140 млн тонн СПГ в год.
В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак рассказал в своём выступлении, что если раньше доля продажи СПГ составляла 30%, то в 2025 году она может составить 51%, а к 2040 году вырастет до 70%.
В настоящее время доля СПГ в мировом энергобалансе растет, а доля нефти и угля сокращается. Помимо прочих причин, СПГ более экологичен и безопасен. Уровень чистоты выбросов после сжигания и отсутствие опасности разливов – веские аргументы в пользу СПГ.
В связи с этим, как заявил впоследствии на полях форума Дмитрий Кобылкин, в предстоящие 5-6 лет в России на территории Ямала и Гыдана планируется создать центр с производством не менее 40 млн тонн СПГ. Сжиженный газ запланировано производить не только на экспорт: будет наращиваться как внутреннее потребление в качестве экологически чистого топлива, так и автономное энергообеспечение. Дополнительные возможности заложены в замещении угля, мазута и дизельного топлива в качестве источников генерации и когенерации.
При реализации крупномасштабных проектов освоения основополагающим для Минприроды является сохранение уникальной и ранимой природы Арктики.
В этой связи заслуживают одобрения решения по использованию при строительстве добывающих и перерабатывающих производств модульных железобетонных платформ. Такие технологии не оказывают негативного влияния на вечную мерзлоту, не наносят ущерба тундре, облегчают мобилизацию и последующую утилизацию.
Есть и целый ряд других инновационных природосберегающих решений, которые будут внедряться в Арктике для добычи, переработки и транспортировки СПГ.