Созданию портовых ОЭЗ помешает география - Уполномоченный МЭРТ в Приморье
Создание особых экономических зон портового типа в Приморском крае может быть затруднено географическими факторами. Как сообщил ИА REGNUM 25 мая уполномоченный территориального управления Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ по Приморскому краю Олег Липаев, объективные климатические и географические условия не позволят портовой ОЭЗ в регионе составить конкуренцию другим крупным транспортным узлам Азиатско-Тихоокеанского региона. Как рассказал представитель МЭРТ, фарватеры приморских портов крайне неудобны для крупногабаритных судов. "От соседнего мелководного Восточно-Китайского моря к югу Приморья ведет очень сложный фарватер", - рассказал представитель МЭРТ. Открытые бухты Приморского края также могут быть неудобны для такого класса судов, добавил Липаев. Кроме того, уполномоченный МЭРТ отметил, что климатические условия Приморского края также сокращают судоходный период. "У нас географически сложно расположить зону, которая была бы рентабельнее, чем Далянь", - полагает Олег Липаев.
Наиболее подходящим местом для особой экономической зоны портового типа представитель министерства считает бухту у острова Путятина. "Глубоководные причалы, закрытые от ветров островом Путятин, колоссальная береговая линия и наличие железной дороги, не проходящей через Владивосток или Находку - это лучший объект", - рассказал уполномоченный МЭРТ.
При этом среди проблем, которые могут затруднить создание ОЭЗ портового типа, Липаев также назвал недостаток транспортируемых грузов. "Необходимо найти необходимое количество грузов, так как экспорт леса и металлолома падает", - сказал он. Кроме того, портовой отрасли Приморья может помешать ускоренное развитие стран АТР. Олег Липаев предположил, что в том случае, если произойдет объединение Северной и Южной Кореи, то единая железнодорожная система двух стран станет доступной альтернативой портам Приморья. Такое же влияние на порты Приморья может оказать ввод железнодорожной ветки Лесозаводск - Хунчунь (КНР), добавил Липаев.
Качественным импульсом к развитию портов Приморского края мог бы стать запуск газопровода и нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". "В этом случае в порты придут колоссальные объемы грузов", - уверен Липаев. Он также подчеркнул, что создание портовых ОЭЗ находится в ведении Министерства транспорта РФ, и МЭРТ может только дать оценку таким проектам. При этом Олег Липаев усомнился, что Министерство финансов РФ предоставит создаваемым зонам налоговые льготы, а Министерство экономического развития - таможенные льготы.