Портовая ОЭЗ в Приморье должна создаваться на базе Владивостока, Находки и Восточного - Эксперт
В случае создания особой портовой экономической зоны в Приморском крае можно рассматривать несколько вариантов ее размещения. Как сообщил ИА REGNUM 22 мая директор по стратегическому развитию ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП) Андрей Токарев, комментируя законопроект об особых экономических зонах портового типа, главным преимуществом, предоставляемым портовым ОЭЗ, должны стать таможенные льготы. "С товаров, попавших в портовую зону, предполагается не взимать таможенные пошлины, в том числе и с оборудования, - пояснил Токарев. А сам факт пересечения портовой границы будет являться основанием для возврата налога на добавленную стоимость". По мнению эксперта, такие меры могут в значительной степени активизировать грузопотоки. "Особый акцент необходимо будет делать на развитии перевалки контейнерных грузов и на развитии логистики", - добавил Андрей Токарев.
Говоря о том, какой порт в Приморском крае в большей степени подходит для создания ОЭЗ, эксперт отметил, что зоны должны создаваться на базе портов, имеющих перспективы для пространственного развития. По его мнению, порты Владивостока и Находки этим требованиям не удовлетворяют, и наиболее подходящим вариантом может стать порт Восточный. "Преимущество Восточного заключается в том, что он находится за пределами крупных городов", - отметил Токарев. В то же время пропускная способность железнодорожной ветки на порт Восточный недостаточна для обслуживания растущего контейнеропотока. "Существуют и другие перекосы, связанные с развитием угольного комплекса. В первую очередь это проблемы неритмичного вывоза контейнеров", - добавил Андрей Токарев. В случае развития порта Восточного потребуются существенные государственные инвестиции, уверен эксперт.
Андрей Токарев рассматривает и другой вариант создания ОЭЗ в Тихоокеанском регионе. "Необходимо понимать, что владивостокский, находкинский порты и порт Восточный - это единый транспортный узел юга Дальнего Востока", - отметил эксперт. По его словам, кроме того, что эти порты объединены железнодорожной и автотранспортной инфраструктурой и формируют единый транспортный комплекс, на базе которого выстроена логистика транспортных компаний. "Но в любом случае порт Восточный получит центральное место в структуре составной ОЭЗ", - считает Андрей Токарев.
Кроме того, ссылаясь на беседу с руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Александром Давыденко, директор по стратегическому развитию ВМТП рассказал, что в данный момент также рассматривается возможность включения припортовых логистических терминалов в состав ОЭЗ портового типа. "Эта мера также должна стимулировать развитие логистических услуг", - считает эксперт.