Россия ратифицировала Соглашение о Трибунале по морскому праву
Госдума на пленарном заседании сегодня одобрила закон «О присоединении РФ к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву». Об этом сообщает KMNews. Документ внесен 22 марта 2007 года президентом, сегодня в итоге дискуссии его поддержали единогласно 413 депутатов. Соглашение принято 23 мая 1997 года на VII встрече государств — участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и вступило в силу 30 декабря 2001 года. В настоящее время его участниками являются 22 государства.
Соглашением определяются содержание и объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых Международному трибуналу по морскому праву, членам Трибунала и его должностным лицам. Имущество, активы и фонды Трибунала обладают иммунитетом от обыска, реквизиции, конфискации, ареста, экспроприации или любых других форм вмешательства, а также освобождаются от всех налогов, таможенных пошлин, запретов и ограничений на ввоз и вывоз предметов для его служебного пользования.
В соответствии со статьей 10 Статута Трибунала и статьей 14 Соглашения члены Трибунала при исполнении ими своих служебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Секретарь и иные должностные лица Трибунала (37 человек) пользуются в любой стране, в которой они находятся в связи с выполнением своих официальных функций или через которую они в этих целях следуют, в частности, иммунитетом от личного ареста или задержания, иммунитетом от ареста и освобождением от досмотра их личного багажа, судебно-процессуальным иммунитетом в отношении сказанного или написанного и всего совершенного при исполнении своих функций (статья 14).
Аналогичные привилегии и иммунитеты предоставляются и некоторым иным категориям лиц, принимающим непосредственное участие в осуществлении Трибуналом его функций, а именно: его экспертам, представителям, поверенным и адвокатам сторон в Трибунале, свидетелям и лицам, выполняющим поручения по распоряжению Трибунала.
При обсуждении закона Владимир Жириновский поддержал ратификацию, но заявил, что мы принимаем документы, а потом их не выполняем, у эстонского посольства грубо нарушили Венскую конвенцию, посольство — территория другого государства, мы не имеем право заходить, может быть открыт огонь на поражение, потому американское посольство охраняют морские пехотинцы. Докладчик заявил, что сбежавший от норвежской морской полиции в Мурманск капитан должен был следовать в норвежский порт. Российские летчики сбежали, они мужественные люди, однако президенту задают неудобные вопросы, почему мы не выполняем конвенции. Жириновский также поставил вопрос о том, почему мы деньги платим в международные организации, но ни одной из них нет в России, надо добиваться, чтобы такие организации размещались и в России.
Представил Соглашение на ратификацию статс-секретарь — замминистра иностранных дел Григорий Карасин. Зампред комитета по международным делам Леонид Слуцкий поддержал закон. Карасин сообщил, что Трибунал состоит из 21 члена, избираемого из числа лиц, пользующихся признанным авторитетом в области морского права, с учетом принципа справедливого географического распределения и необходимости представительства основных правовых систем (от Российской Федерации в состав Трибунала входит профессор А. Л. Колодкин).
При подписании Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Союзом ССР было сделано заявление, в котором, в частности, предусматривалось признание компетенции Трибунала в отношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судов или их экипажей. В 2002 году Россия прибегла к процедуре защиты своих законных прав, инициировав в Трибунале рассмотрение дела против Австралии о незамедлительном освобождении рыболовного судна «Волга» и его экипажа.
Трибунал в основном учел доводы, представленные российской стороной, и голосами 19 из 21 вынес решение о незамедлительном освобождении российского судна и его экипажа, значительно снизив сумму требуемого Австралией залога. Соглашение принято в развитие статьи 10 Статута Трибунала, содержащегося в Приложении VI к Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (Россия — участник) и являющегося ее неотъемлемой частью. Присоединение России к Соглашению способствовало бы укреплению ее позиций как одной из ведущих морских держав.