Правительство внесло в Госдуму на ратификацию соглашение о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис
Правительство РФ вчера внесло в Госдуму проект закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис", передает ПРАЙМ-ТАСС. Целью Соглашения, подписанного 15 марта 2007 г. в г. Афины, является сотрудничество сторон и содействие Международной проектной компании (МПК) при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис с начальной пропускной способностью 35 млн тонн в год и возможностью ее расширения до 50 млн тонн нефти в год.
Нефтепровод будет состоять из: нефтеналивного терминала в г. Бургас (Болгария); нефтеналивного терминала в г. Александруполис (Греция); магистрального нефтепровода, соединяющего данные терминалы, с нефтеперекачивающими станциями, резервуарными парками и иной необходимой инфраструктурой.
Соглашением предусмотрено создание МПК, которая будет являться собственником нефтепровода Бургас-Александруполис. Международная проектная компания учреждается хозяйствующими субъектами (участниками), имеющими следующие доли в уставном капитале МПК: 51% - российский участник (ООО "Трубопроводный Консорциум "Бургас-Александруполис"); 24,5% - болгарский участник (АО "Проектная компания Нефтепровод Бургас-Александруполис -БГ"); 24,5% - греческие участники (СП "ХЕЛПЕ С.А. - ТРАКИ С.А." - 23,5 проц, а также греческое государство – 1%).
Правительства трех стран условились, что порядок взаимодействия МПК с государствами сторон, в том числе по ведению хозяйственной деятельности, осуществлению различных платежей, предоставлению таможенных преференций в Болгарии и Греции и другим вопросам будет определен в отдельном Соглашении о транзите.
Согласовано также, что с российским АО "АК "Транснефть", которое является соучредителем и акционером российского участника проекта, МПК заключит соответствующие коммерческие контракты на оказание услуг по транспортировке нефти от мест ее добычи до греческого порта Александруполис, разработку и реализацию графиков подачи и разгрузки /погрузки/ танкеров на нефтеналивных терминалах и транспортировки нефти.
Данное Соглашение предоставит определенные выгоды российской стороне, которая получит возможность формировать грузопотоки в регионе и влиять на организацию транспортировки нефти от мест добычи до порта Александруполис в Эгейском море. Это позволит повысить стабильность поставки углеводородов из России, а также обеспечить бесперебойный транзит нефти через территорию Болгарии и Греции на мировые рынки.
С учетом роста в ближайшем будущем мирового энергопотребления углеводородов, в том числе в странах Европейского Союза, а также развития энергодиалога Россия-ЕС реализация Соглашения о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис, по мнению правительства, отвечает интересам развития топливно-энергетического комплекса России, соответствует основным направлениям энергетической политики страны. В Соглашении содержатся обязательства болгарской и греческой сторон предоставить МПК наиболее благоприятный налоговый режим. Реализация Соглашения не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, а также принятия новых законодательных актов. Вместе с тем Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ.
Статья 10 содержит так называемую "дедушкину оговорку", направленную на обеспечение стабильности экономических условий для деятельности МПК. Предусмотрено, что вновь принимаемые нормативные акты, если их применение приведет к увеличению ставки любого налога, сбора или пошлины, не распространяются на МПК и ее подрядчиков на период до достижения окупаемости нефтепровода. Основной сферой действия данных положений является территория Болгарии и Греции. Но не исключено их применение и в России - в гораздо меньшем объеме и количестве случаев. Полный отказ от возможных льгот означал бы существенное увеличение дополнительной нагрузки на участников проекта, в том числе российских, владеющих 51% акций МПК.