Рост объемов погрузки (год к году) на сети ОАО «Российские железные дороги» составит 1,6% – 1,9% - до 1 311 млн тонн (без учёта погрузки на станциях Якутской железной дороги). Такой прогноз представил Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), проанализировав итоги погрузки на сеть ОАО «РЖД» в 2018 году и оценив перспективы ее изменения по видам грузов.
По оценкам Института, рост погрузки выше среднего ожидается в перевозке зерна, минеральных удобрений, железной и марганцевой руд, металлов, каменного угля.
На уровне, близком к показателям 2018 года, останутся лесные грузы (рост погрузки во внутреннем сообщении и снижение экспорта), нефть и нефтепродукты (ожидается незначительное снижение). Падение погрузки ожидается у строительных грузов.
В 2019 году ИПЕМ ожидает сохранения положительной динамики погрузки каменного угля в связи с сохранением благоприятной конъюнктуры на внешнем рынке. Росту погрузки на экспорт также будут способствовать активно развивающиеся перевалочные мощности в портах. Например, АО «Ростерминалуголь» продолжает оптимизировать работу существующего технологического оборудования и вводить в эксплуатацию новое. Так, в конце 2018 года был запущен в эксплуатацию новый тандемный вагоноопрокидыватель.
Одним из ограничивающих факторов роста погрузки угля на экспорт является высокая загрузка существующей железнодорожной инфраструктуры. Для увеличения экспортных отправок участникам перевозочного процесса будет необходимо продолжить совместную работу по оптимизации перевозочной деятельности и оценить возможность перевозки по альтернативным направлениям (например, увеличения отправок через погранпереходы Азии или в направлении альтернативных портов).
Динамика роста погрузки химических и минеральных удобрений сохранится, по прогнозам, в текущем году (в 2018 году погрузка увеличилась на 3,7% (к 2017 году) до 59,2 млн тонн.
Росту погрузки, в том числе, будет способствовать развитие производственных мощностей.
По мнению Института, в 2019 году погрузка зерна продолжит расти, однако, темпы роста существенно сократятся. По оценкам ИПЕМ, погрузка зерна в 2019 году может составить 28-29 млн тонн. Ограничивать погрузку могут несколько факторов, среди которых: отмена ОАО «РЖД» скидки в рамках тарифного коридора с 1 января 2019 года, неблагоприятная конъюнктура на внешнем рынке, высокая загрузка железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам юга и меньший урожай зерна. В то же время необходимо отметить, что правлением ОАО «РЖД» в конце 2018 года принято решение по установлению скидки 50% до конца 2020 года на экспортные перевозки ряда зерновых грузов через пограничную передаточную станцию Самур (эксп.) с дальнейшим проследованием погранперехода Беюк-Кясик – Гардабани.
С учетом проводимой государством политики по стимулированию переработки древесины на территории РФ ИПЕМ ожидает в 2019 году рост погрузки во внутреннем сообщении при сохранении экспортных перевозок на уровне 2018 года (погрузка лесных грузов за 12 месяцев выросла на 5,6% (к 2017 году) до 45,7 млн тонн).
В 2019 году на железнодорожном транспорте Институт прогнозирует снижение погрузки сырой нефти, что связано с реализацией проектов по строительству нефтепроводов. Например, уже в 2019 году будет виден эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который в 2018 году соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО. Однако падение погрузки сырой нефти будет компенсировано ростом погрузки по другим грузам этого сегмента, в частности, энергетических газов.
В текущем году темпы падения погрузки строительных грузов сократятся и объем погрузки может не достигнуть уровня 120 млн тонн. Негативная динамика также будет наблюдаться по погрузке цемента. Одна из причин снижения погрузки всех строительных грузов - переключение грузоотправителей на альтернативные виды транспорта.
В 2019 году имеются предпосылки ожидать умеренный рост погрузки черных металлов. Однако, стоит отметить, что объёмы экспорта в значительной степени зависят от тарифной политики стран-потребителей металлопродукции, а также действия различных пошлин.
По оценкам ИПЕМ, в 2019 году рост может незначительно замедлиться объем погрузки железных и марганцевых руд, но в целом объем погрузки может превысить 120 млн тонн.
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр, основанный в 2005 году. Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.