В рамках экологического марафона, который в 2018 году провело АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компания», ученые Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук опробовали новую методику учета балтийской кольчатой нерпы, сообщает пресс-служба стивидорной компании.
Отмечается, что потребность в разработке нового формата наблюдения возникла в связи с изменением климатических условий – до сих пор животных считали на льду, площадь которого в теплые зимы последних лет в Финском заливе недостаточна для качественного проведения учета нерп. Для более объективной картины российские ученые предложили использовать подсчет нерпы в весенний период, когда звери заканчивают линьку на камнях, в местах своего постоянного обитания. Аналогичный учет ведется и в прибалтийских странах, но без участия российской стороны методика не могла быть принята комиссией по защите морской среды Балтийского моря (HELCOM). Финансовым партнером Санкт-Петербургского научного центра РАН в этом вопросе выступило АО «Ростерминалуголь».
Аэрофотосъемка зверей производилась с борта легкомоторного самолета во второй декаде мая. За несколько дней ученые облетели российскую часть Финского залива по специально разработанному маршруту и сделали более 8 тысяч снимков. Затем специалисты разобрали все фотографии и нанесли на специальную карту места обнаружения балтийской кольчатой нерпы.
Научный сотрудник СПб НЦ РАН Михаил Веревкин: «В ходе авиаучетов, проведенных в 2018 году, мы насчитали не больше 90 особей кольчатой нерпы. Еще 13 зверей обнаружили наши коллеги в Финляндии. В Эстонии в объективы фотокамер не попала ни одна. К сожалению приходится говорить о том, что популяция – на грани исчезновения».
Исследования, начатые в 2018 году, в дальнейшем смогут лечь в основу рекомендаций, которые подготовят экологи. Но уже сейчас ученые высказывают точку зрения, что сокращение популяции краснокнижного животного связано с хозяйственной деятельностью людей лишь отчасти. Ластоногие мирно уживаются с человеком, особенно если от последнего не исходит угроза. Но определенные ограничения на посещение островов и рифов Кургальского заказника, особенно в период линьки и выкармливания детенышей, необходимо вводить. И делать это нужно не по указке, а через общение с местным населением.
Именно экологическое просвещение стало еще одним аспектом экологического марафона РТУ. В связи с тем, что весной 2018 года Кургальский заказник вырос в своих границах, в охранную зону попала территория, пользующаяся популярностью у отдыхающих: пляж у деревни Выбье и «тропа здоровья» неподалеку от Усть-Луги. В этих местах, по согласованию с комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Дирекцией особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, были установлены информационные щиты, разработанные по инициативе АО «Ростерминалуголь», рассказывающие посетителям заказника о необходимости беречь природу. Также в рамках экологического марафона представители стивидорного предприятия совместно с учеными-экологами побывали в школах Кингисеппа и рассказали о природном разнообразии Кингисеппского района в общем и Кургальского полуострова в частности.
Подчеркивается, что забота о природе – одна из ключевых задач АО «Ростерминалуголь». Предприятие активно внедряет наилучшие доступные технологии. В рамках программы по повышению экологической безопасности стивидорного предприятия, разработанной совместно с «Управляющей портовой компанией», в ближайшие пять лет инвестиции в экологические мероприятия на терминале составят более 1,3 млрд руб. Одним из этапов программы является ежегодное подтверждение соответствия Международному стандарту ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Отметим, что за существующие достижения в области транспортной экологии угольный портовый холдинг был удостоен премии, которую представители РТУ получили в ноябре 2018 года в рамках конференции «Зеленая логистика».
АО «Ростерминалуголь» (порт Усть-Луга, Ленинградская область) − крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал с высокотехнологичной перевалкой угля, построенный с применением новейших технологий. Грузооборот терминала в 2017 году превысил 25 млн тонн угля.
Терминал был основан в 1996 году в рамках программы по созданию Морского торгового порта Усть-Луга. В 2006 году в присутствии президента РФ Владимира Путина была введена в эксплуатацию вторая очередь строительства порта − автоматизированный перегрузочный комплекс. С 2016 года «Ростерминалуголь» входит в состав портового холдинга, операционную деятельность которого осуществляет ООО «Управляющая портовая компания».
«Ростерминалуголь» входит в число лидеров портовой отрасли по применению цифровых и автоматизированных технологий. Экологическая безопасность терминала обеспечивается современными системами пылеподавления, ветрозащиты и очистки ливневых вод. В настоящее время «Управляющая портовая компания» реализует проект дальнейшей модернизации порта.
ООО «Управляющая портовая компания» – крупнейший угольный портовый холдинг России с объемом перевалки 48,2 млн тонн по итогам 2017 года, что составляет более трети российского морского экспорта угля. Уголь отгружается в страны Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2019 году общий годовой грузооборот специализированных морских угольных портов под контролем «Управляющей портовой компании» ожидается на уровне 70 млн тонн.
«Управляющая портовая компания» является единым исполнительным органом крупнейших специализированных угольных портов России с высокотехнологичной перевалкой угля – АО «Восточный Порт» (пос. Врангель, Приморский край) и АО «Ростерминалуголь» (пос. Усть-Луга, Ленинградская область).
За время управления грузооборот «Восточного Порта» вырос более чем на 60%. В 2010-2017 годах проведена оптимизация производственных процессов, реализована программа модернизации и обновления оборудования порта. В «Восточном Порту» реализуется крупнейший частный транспортный инвестиционный проект на Дальнем Востоке России по строительству Третьей очереди угольного порта. После ввода Третьей очереди в эксплуатацию годовая пропускная способность АО «Восточный Порт» возрастет до 40 млн тонн в 2019 году. Проект реализуется на средства портового холдинга без привлечения государственного финансирования.
В 2016 году «Управляющая портовая компания» получила в управление морской угольный терминал АО «Ростерминалуголь». По итогам 2017 года перевалка угля в АО «Ростерминалуголь» превысила 25 млн тонн. «Управляющая портовая компания» реализует проект развития и технического перевооружения АО «Ростерминалуголь».
Специализированные угольные порты в составе холдинга оснащены лучшим современным оборудованием для высокотехнологичной перевалки угля. В АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» используется крытое оборудование: вагоноопрокидыватели, вагоноразмораживатели, ветрозащита для вагонов, конвейеры, стакеры/реклаймеры, судопогрузочные машины, трансбордеры, крытые пересыпные станции, а также дополнительные меры защиты (аспирационные системы, системы «сухого тумана», водного орошения, ветрозащиты, очистки технических вод, снегогенераторы, тепловизоры, квадрокоптеры).
Важной особенностью работы портового холдинга является постоянный поиск и внедрение наилучших доступных технологий для роста объемов перевалки угля и постоянного повышения экологической безопасности. В портах используются лучшее мировое оборудование, уникальные и импортозамещающие российские технологии, собственные разработки. В 2018 году «Управляющая портовая компания» отмечает десятилетие деятельности.