С момента проведения Учредительной конференции Ассоциации морских торговых портов (АСОП) прошло ровно 30 лет. Об этом сообщает пресс-служба ассоциации.
Сегодня членами АСОП - одного из первых в России отраслевых объединений - являются более 70 предприятий и организаций, в том числе крупнейшие операторы отечественных морских терминалов.
14-15 декабря 1988 года по инициативе руководителей крупнейших морских торговых портов Союза Советских Социалистических Республик в Ленинграде была созвана учредительная конференция, на которой был принят устав, избран президент и первый состав Совета директоров Ассоциации морских торговых портов, регистрация учредительных документов АСОП состоялась – 9 марта 1989 года.
Ассоциация была создана по инициативе известных отраслевых руководителей того времени, в числе которых начальники морских торговых портов Советского Союза: Олег Анатольевич Терехов, являющийся на протяжении 30 лет бессменным президентом АСОП, Василий Сергеевич Стриж, Алексей Кузьмич Лукошкин, Валентин Михайлович Евстигнеев, Геннадий Прокопьевич Жебелев, Николай Пантелеймонович Павлюк и другие.
Благодаря их авторитету и практическим знаниям, уже в самом начале своей деятельности ассоциация доказала необходимость введения солидарной ответственности портов и железной дороги при пломбировании железнодорожных вагонов с импортными грузами. Иначе из-за сложной криминогенной обстановки, сопровождавшей тогда внешнеторговую деятельность, морские порты могли быть поставлены на грань экономического выживания, отмечает пресс-служба АСОП.
В период акционирования и перехода к рыночным условиям ведения хозяйственной деятельности АСОП отстояла вариант приватизации, предусматривающий максимальное участие работников портов. При содействии ассоциации были подготовлены предложения по самым основным нормативным актам, необходимым для стабильного функционирования морских портов в новых условиях. В их числе предложения о создании и полномочиях морских администраций портов и Росморпорта, о договорах аренды неприватизированного имущества, о методике расчета тарифов на перевалку грузов.
В последующие годы специалистам АСОП удалось обосновать необходимость применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевалке грузов, добиться освобождения от налога на имущество портовых гидротехнических сооружений и прекращения ценового регулирования. При содействии АСОП произошло освобождение стивидорных компаний от платы за водопользование и значительно сократился перечень особо опасных и технологически сложных объектов инфраструктуры морских портов.
Многие из предложений АСОП были учтены при формировании нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государственных контролирующих органов и смежных видов транспорта на морских терминалах.
Особое место в истории ассоциации занимает закон о морских портах, положивший основу отраслевой нормативно-правовой базы. Совместная работа над ним законодателей и экспертов продолжалась более 10 лет. В результате, в документе впервые было четко зафиксировано понятие «оператор морского терминала» в качестве транспортной организации.
Сегодня в структуре АСОП функционируют 5 профильных рабочих комитетов, охватывающих все сферы деятельности портов: от экономико-правовых аспектов и технологии, до вопросов инвестиций и экологии. АСОП успешно сотрудничает с Советом Федерации и Государственной Думой, правительством РФ, профильными исполнительными органами власти, ТПП, РСПП, имеет Соглашения о взаимодействии с Министерством транспорта РФ, Минприроды РФ, Фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе, Агентством стратегических инициатив (АСИ).
«30-летие АСОП – это юбилей всей отечественной портовой отрасли, всех портовых городов и регионов, всех людей, чья жизнь и работа связана с российскими гаванями. Юбилейный год – это прежде всего возможность анализа и оценки проделанной огромной работы, способ заглянуть за горизонт, стимул для созидания и развития», - отмечается в пресс-релизе ассоциации.