Ространснадзор предлагает увеличить в 5-10 раз сумму штрафов по прямым статьям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, связанным с нарушениями правил, районов плавания и условий выпуска судов на Северном морском пути (СМП). Об этом сообщил, выступая с докладом на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», начальник управления Северо-Западного управления Госморречназдора — главный государственный инспектор Госморречнадзора Дмитрий Атлашкин, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
«...актуальным остается вопрос о повышении, причем значительном, сумм штрафов за нарушения положений Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, и это касается всех видов транспорта, а также сферы транспортной безопасности. Ведь пренебрежение нормами безопасности в суровых арктических условиях может стать причиной непоправимых последствий для людей, для техники, а также для экологии этого уникального региона. Требуется существенное увеличение сумм штрафов (в 5-10 раз) по прямым статьям КоАП РФ, связанным с нарушениями правил, районов плавания и условий выпуска судов», - отметил он.
Службой также предлагается увеличить штрафные санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности (часть 10 статьи 19.5 КоАП РФ): на должностное лицо до 30 000 - 40 000 руб., на юридическое лицо до 40 000 -70 000 руб.
Дмитрий Атлашкин сообщил, что по состоянию на ноябрь 2018 года было проведено 12 административных расследований по фактам нарушений судами Правил плавания в акватории Севморпути.
Всего в 2018 году было оштрафовано восемь должностных лиц семи судоходных компаний. В сравнении с 2017 и 2016 годами отмечается безусловное улучшение ситуации. Так, в 2016 году в результате проведения 31 административного расследования было оштрафовано 28 должностных лиц - сотрудников 26 судоходных компаний, в 2017 году по итогам 26 расследований – 17 должностных лиц из 16-ти судоходных компаний.
Дмитрий Атлашкин отметил, что в 2017 и 2018 годах аварийные случаи на трассе Северного морского пути не зарегистрированы.
По его словам, «вопросам обеспечения безопасности плавания по трассе Севморпути, учитывая интенсивность его использования в настоящее время как кратчайшего транзитного морского маршрута из Европы в Азию, уделяется пристальное внимание на государственном уровне». Эти вопросы рассматриваются на Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, и в министерстве транспорта Российской Федерации.
Ространснадзор в 2016 году подготовил и направил в Минтранс России предложения по расширению действующих полномочий инспекторов Госморречнадзора в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Так, частями 2 и 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)) установлены меры административных наказаний за осуществление деятельности без специального разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, или если деятельность осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением.
Но в настоящее время применять такие административные меры уполномочены только суды.
Поэтому Ространснадзор предлагает: для оперативности принятия мер административной ответственности за нарушение разрешительного порядка плавания судов в акватории Северного морского пути (а такое нарушение может привести к аварийным случаям с человеческими жертвами и/или к загрязнению окружающей среды), распространить полномочия по рассмотрению дел указанной категории на инспекторов Госморречнадзора.