Правительство Казахстана изучает проект создания нового транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай
Правительство Казахстана изучает в настоящее время проект создания нового транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, стоимость которого оценивается в 286 млрд тенге ($2,3 млрд). Как передает РБК, об этом сообщает Reuters со ссылкой на распространенный сегодня доклад министра транспорта и коммуникаций страны. В финансировании проекта, завершение которого планируется в 2012г., примут участие Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Исламский и Азиатский банки развития, а также Всемирный банк. Протяженность участков, подлежащих реконструкции, составляет 2 тыс. 309 км. Предполагается, что реализация проекта позволит переориентировать часть китайских товаров с морского транспорта на автомобильный (45 дней морем против 11 дней автотранспортном). Ожидается, что строительство автодороги Западная Европа - Западный Китай позволит привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии, при этом, по оценкам министерства Каахстана, объемы автомобильных перевозок по данному коридору возрастут с 0,9 млн т до 3,5 млн т.
В начале апреля агентство Синьхуа распространило сообщение, что Китай планирует построить к 2010 г. 12 современных скоростных шоссе, которые соединят его западные районы с рядом зарубежных стран. Самая протяженная трасса длиной 1680 км пройдет из административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района Урумчи через Узбекистан в Иран, далее в Турцию и затем в Европу. Остальные дороги свяжут Китай с Казахстаном, Таджикистаном и Пакистаном. Строительство автотрасс позволит КНР в значительной степени расширить товарооборот с государствами Центральной Азии и Европы.
Казахстан одновременно планирует развивать и железнодорожное сообщение. Губернатор Мангистауской области Крымбек Кушербаев пригласил 17 апреля Азербайджан для участия в реализации инфраструктурных проектов в Западном Казахстане. Эти проекты дадут возможность в ближайшие три года реализовать транзитный потенциал. Главным проектом является прокладка железной дороги, соединяющей казахстанскую и китайскую границы с морским портом Актау. Чтобы выпрямить этот участок требуется построить железную дорогу протяженностью в 840 км. По заданию Президента Казахстана разработка проекта завершается, в конце 2007 г. или в начале 2008 г. будут ускорены работы для завершения строительных работ. "После строительства этого железнодорожного сообщения, почти на 43% можно будет снизить наши внутренние тарифы на железнодорожные перевозки между Китаем и Европой. Мы предусматриваем, что эти товаропотоки пройдут через Азербайджан, так как основными маршрутами для сотрудничества наших территорий являются коридоры ТРАСЕКА и Север-Юг", - сказал губернатор.
Разрабатывается также генеральный план развития морского порта Курык и его инфраструктуры. Вокруг порта будут построены терминалы, предприятия нефтегазового машиностроения, нефтехимии, центр спасательных работ. В рамках проекта "Земля-небо-море" предусматривается открытие туристического комплекса и создание специальной экономической зоны в Актау. Для этого предполагается расширить порт до 1 тыс. га, на территории которого будут построены экспортноориентированные и конкурентоспособные предприятия, создан центр сервисных услуг. Проект, стоимостью $240 млн предусматривает строительство грузового терминала, участие автомобильных дорог, соединяющих западный регион Казахстана между Атырау и Актау с выходом на туркменскую и узбекскую границы.