Госдума 18 июля 2018 года приняла закон «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», согласно которому российские суда, прошедшие таможенный контроль, могут неоднократно пересекать госграницу в уведомительном порядке. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, принятый закон направлен на создание оптимальных условий для развития отечественного рыболовства.
В соответствии с принятым законом российские суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля для прохода через территориальное море Российской Федерации в целях перехода из одного района промысла в другой при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу российскими судами, осуществляющими рыболовство в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и правила передачи данных в пограничные органы о местоположении таких судов при проходе через территориальное море Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем законопроект устанавливает виды рыболовства, на которые будет распространяться предлагаемый режим.
Целью данного законопроекта является приведение в соответствие экономических интересов государства–собственника ресурсов и организаций, граждан и юридических лиц–пользователей ресурсами.
Законопроект поддержан министерством рыбного хозяйства Камчатского края и Агентством по рыболовству Сахалинской области.
В пояснительной записке отмечается, что в ранее действующем законе был не урегулирован вопрос пересечения Государственной границы Российской Федерации с целью прохода через территориальное море Российской Федерации рыбопромысловыми судами, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль, при переходе из районов промысла в Охотском море в промысловые районы Северных Курильских островов, Восточной Камчатки и Берингова моря. Рыбопромысловые суда не имеют возможности прохода через Первый Курильский пролив и вынуждены следовать через Четвертый Курильский пролив.
Расстояние, пройденное судами через Первый Курильский пролив от входа в территориальные воды Российской Федерации в Охотском море и до выхода из них в Тихом океане, равно 29 милям, при проходе через Четвертый Курильский пролив в обход островов Шумшу, Атласова и Парамушир за пределами территориальных вод составляет 230 миль.
Только за первое полугодие 2015 года суда рыбопромысловых компаний Приморского края вынуждены были проделать этот путь 59 раз. Финансовые потери компаний составляют более 30 млн руб. только эксплуатационных затрат на проход Четвертым Курильским проливом, а также около 11 млн руб. упущенной выгоды в связи с непроизводительными затратами.
Практика использования Первого Курильского пролива для транзитного прохода рыбопромысловых судов в предыдущие годы показала, что при условии уведомления пограничных органов эффективность такого перехода очень высока.
Ознакомиться с текстом закона можно по ссылке >>>>