Презентация первого электрокатамарана на солнечных элементах, созданного на базе решений портфельных компаний РОСНАНО, состоялась 21 июня 2018 года в Москве. Катамаран создан АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» специально для экспедиции «Эковолна», которая проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты MariNet НТИ, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
В конструкции судна используются два решения портфельных компаний Роснано – солнечные панели производства «Хевел» (Новочебоксарск) и аккумуляторы «Лиотех» (Новосибирск). Крыша катамарана обшита полугибкими солнечными модулями суммарной мощностью 9 кВт, которые являются основным источником питания для двух электродвигателей. Ход катамарана ночью и в периоды низкой инсоляции обеспечивают литий-ионные аккумуляторы «Лиотех» общем мощностью 70 кВт. Аккумуляторы позволяют судну идти средним ходом без подзарядки 20 часов.
Отвечая на вопрос корреспондента ИАА «ПортНьюс» о стоимости строительства судна, директор НЦИКС Евгений Казанов рассказал, что общие расходы составили примерно 200 тыс. евро. «Около 100 тыс. евро – это наши деньги, и на 100 тыс. евро нам помогли наши партнеры «Хевел», «Лиотех», они нам предоставили свою продукцию. Мы очень бюджетно смогли построить этот катамаран», - сказал Казанов. Для сравнения он сообщил, что строительство аналогичного судна в Европе обошлось в 1 млн евро.
Представитель компании «Лиатех» Алексей Масанов рассказал, что «Лиатех» давно хочет выйти на мировых производителей, в том числе судостроителей. По словам Масанова, «сейчас идет большая работа по получению сертификатов Морского регистра. И то, что катамаран может пройти большой путь на источниках энергии «Лиотеха» будет доказательством того, что наша продукция имеет большой потенциал».
Характеристики катамарана: длина – 11,6 м, ширина – 6,4 м, пассажировместимость – 12 человек. Общая масса – 5 тонн, общая площадь солнечных панелей – 57 м2, материал корпуса – стеклопластик, установленная мощность – 11 кВт, емкость литий-ионных аккумуляторов – 70 кВт, два двигателя мощностью 4 кВт/ч каждый, максимальная скорость – 15 км/ч, рабочая скорость 10 км/ч.
Экспедиция «Эковолна» проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты Маринет Национальной технологической инициативы.
Катамаран прошел первый этап экспедиции, которая стартовала 19 мая в Санкт-Петербурге. Маршрут экспедиции проходит по крупнейшим водным путям страны от Балтики до Каспия по рекам Нева, Москва, Ока, Волга, более 5 тыс. км через 20 регионов России в течение 90 дней. Экспедиция в сотрудничестве с ведущими вузами изучает гидрохимические характеристики и качество воды по маршруту и по итогам построит интерактивную экологическую карту. Согласно плану исследования, каждые три часа, экипажем производятся замеры параметров окружающей среды. Ведется судовой журнал, экологический, чек лист инфраструктуры водных путей. Солнечной энергии полностью хватает на все нужды команды – работу двух электродвигателей, освещение, использование бытовых электроприборов, обогрев воды, подзарядка всех девайсов.