РУСАЛ разработал высокопрочные скандийсодержащие сплавы для судостроительной отрасли (+ экспертная оценка)
Объединенная компания (ОК) РУСАЛ, один из крупнейших в мире производителей алюминия, проводит совместно c потребителями в судостроительной отрасли испытания созданных компанией высокопрочных деформируемых скандийсодержащих алюминиевых сплавов. Как сообщает пресс-служба компании, работа над проектом длилась в течение четырех лет, общий объем инвестиций составил более 90 млн руб.
Уникальная композиция сплава на основе системы Al-Mg-Sc, конкурентным преимуществом которой является сниженное в три раза содержание скандия в составе при сохранении повышенных характеристик, присущих скандийсодержащим алюминиевым сплавам, разработана специалистами РУСАЛа и Института легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Таким образом, пониженная стоимость сплавов с самыми лучшими характеристиками по прочности, коррозионной стойкости и прочности сварного шва выводит этот класс сплавов из разряда эксклюзивных в разряд сплавов массовой доступности к использованию.
Опытные партии материала уже находятся на тестировании в российских и зарубежных компаниях, занимающихся изготовлением и поставкой компонентов для судостроения. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы при разработке новых композиций по требованию заказчиков.
В ходе работы над проектом специалисты успешно решили самое главное препятствие на пути широкого распространения алюмоскандиевых сплавов: за счет кратного снижения содержания скандия в сплаве удалось существенно снизить стоимость материала, что позволяет его рассматривать для массового применения в судостроении и авиакосмической технике, а также в других отраслях, где важны низкий удельный вес и хорошая технологичность.
Одновременно с испытаниями проводится сертификация для серийного применения материала. Сертификация будет завершена уже в 2019 году, и затем последует его массовое, серийное производство, а также расширенное продвижение в области автомобиле- и авиастроения.
Совместно с ИЛМиТ РУСАЛ также продолжает работу над созданием новых скандийсодержащих алюминиевых материалов для аддитивных технологий. Разработка компании обладает высокими характеристиками прочности на уровне Sсalmalloy, при этом количество скандия в нем ниже в 2,5 раза по сравнению с имеющимися на рынке аналогичными продуктами. В настоящее время ведется разработка режимов печати порошка для создания конечных деталей.
«Наличие собственной сырьевой базы и уникальных технологий производства оксида скандия, лигатур и алюмоскандиевых сплавов позволит РУСАЛу в ближайшие годы вывести на рынок конкурентоспособную продукцию с добавленной стоимостью, которая может быть широко востребована во многих отраслях машиностроения. По результатам сотрудничества как с российскими, так и зарубежными компаниями будет принято решение о наращивании собственных мощностей по производству алюмоскандиевых полуфабрикатов», – отметил технический директор РУСАЛа Виктор Манн.
Эксперты, опрошенные ИАА «ПортНьюс», отметили, что предлагаемый сплав может быть интересен в качестве эксперимента, но пока не найдет широкого применения в отечественном гражданском судостроении. Возможно, он сможет заменить аллюминиево-магниевые сплавы (АМГ), которые иногда используются в российских судостроительных проектах для облегчения веса корпуса, в основном, в надстройках и рубках на пассажирских или вспомогательных судах. Но даже АМГ сегодня вдвое дороже самого распространенного в судостроении материала - стали. А новый сплав РУСАЛа, скорее всего, будет предложен по ще более высокой цене, чем АМГ. Поэтому, вопрос его широкого применения - в экономике.
ОК РУСАЛ – крупнейший в мире производитель алюминия и один из крупнейших производителей глинозема. Активы РУСАЛа расположены в 13 странах на пяти континентах. Производственные мощности компании составляют 4,5 млн тонн алюминия и 12 млн тонн глинозема в год.