Военные и гражданские моряки создали механизм по совершенствованию взаимодействия ВМФ, транспортного, рыбопромыслового флотов и служб обеспечения безопасности судоходства в Кольском заливе. 5 марта 2018 года состоялись вторые совместные учения по взаимодействию Центра управления старшего военно-морского начальника в Главной военно-морской базе Североморск (командующего Кольской флотилии разнородных сил - КолФлРС), служб капитана морского порта Мурманск и Службы управления движения судами (СУДС) по обеспечению безопасности мореплавания на акватории порта Мурманск и Кольского залива. Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.
Первые совместные учения состоялись в ноябре 2017 года.
К участию в учениях были привлечены дежурные смены Регионального центра управления Северного флота (СФ), Центра управления КолФлРС, СУДС Кольского залива, инспекция государственного портового контроля (ИГПК), десантные, противодиверсионные катера и суда обеспечения Кольской флотилии.
Перед участниками учений были поставлены учебные цели отработки взаимодействия по следующим сценариям:
ентр управления КолФлРС, службы капитана морского порта Мурманск и СУДС по обеспечению безопасности мореплавания на акватории Кольского залива получили вводную - обеспечить выход литерных судов (тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий») из акватории Главной Военно-морской базы Североморск.
После утверждения решения командующим СФ о закрытии участков Кольского залива для обеспечения выхода крейсеров, оперативный дежурный оповестил оператора СУДС КЗ и ИГПК морского порта Мурманск о закрытых районах плавания. В свою очередь Служба капитана морского порта известила судовладельцев об ограничениях судоходства в Кольском заливе по установленным рубежам с указанием времени начала и окончания действий ограничений, оперативно корректируя график отхода и прихода судов в торговом и рыбном терминалах морского порта Мурманск.
Дежурные смены центров управления КолФлРС и СУДС КЗ отработали оперативное взаимодействие в случае поломки и потери хода торговым судном при движении в Кольском заливе.
По этому сценарию условный танкер потерял ход при движении в Кольском заливе. Профильные службы уточнили наличие судов в районе условной аварии, ограничили движение судов с оповещением кораблей и судов о соблюдении осторожности при следовании в районе опасности; изменили план работы ближайшего из буксиров КолФлРС для оказания помощи танкеру.
Оперативные службы Центров управления КолФлРС и СУДС КЗ также отработали взаимодействие при обнаружении на фарватере залива плавающих предметов, представляющих опасность для мореплавания ( притопленная швартовная бочка).
По «легенде» условное торговое судно, при следовании на вход в Кольский залив, обнаружив притопленную дрейфующую швартовную бочку вблизи рекомендованного пути, сообщило в СУДС; опасность была нанесена на карту, оповещены оперативные дежурные Северного флота и КолФлРС; оповещены корабли и суда о соблюдении осторожности и усилении наблюдения за надводной обстановкой при следовании в районе опасности, к месту обнаружения швартовной бочки направлен дежурный катер для уточнения обстановки, по итогам сбора информации осуществлен доклад оперативному дежурному Кольской флотилии.
Кольский залив - узкий и длинный фьорд Баренцева моря на Мурманском берегу Кольского полуострова – акватория интенсивного судоходства. На его берегах расположены крупнейший отечественный порт за Полярным Кругом – Мурманск, главная база самого молодого и самого мощного Северного флота – Североморск, и целый ряд пунктов базирования входящей в него Кольской флотилии разнородных сил, самого крупного объединения в Военно-морском флоте Российской Федерации.