За первый год с начала действия Международного кодекса для судов полярного плавания (Полярного кодекса), по оценке России, он зарекомендовал себя как позитивный, полезный инструмент, обеспечивающий безопасность судоходства и защиту морской среды Арктического бассейна от загрязнения с судов. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский на открывшейся Международной конференции по вопросам согласованного осуществления Полярного кодекса, говорится в сообщении пресс-службы Росморречфлота. Выступая с докладом об опыте применения в РФ положений Полярного кодекса, Виктор Олерский также отметил важность того, что новый международный правовой механизм в существующем виде не создает непреодолимых завышенных требований для судоходных компаний.
Напомнив, что российский Северный морской путь (СМП) – исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации, находится в арктических водах, он уточнил, что требования Полярного кодекса в полном объеме применяются к судам, осуществляющим плавание по СМП, где установлен разрешительный порядок навигации. Таким образом, если судно не выполняет требования Полярного кодекса, оно не получит соответствующего разрешения, которое в электронном виде выдается администрацией СМП по результатам документарной проверки судовых документов и, при необходимости, результатов государственного портового контроля, отметил заместитель министра транспорта РФ.
Согласно данным, представленным в докладе, в 2017 году администрацией СМП выдано 662 разрешения, в том числе – 107 иностранным судам. Двум судам, нарушившим отдельные требования, в выдаче разрешений было отказано, но после исправления соответствующих недостатков оба судна разрешения получили. В общей сложности в 2017 году в акватории СМП было перевезено почти 11 млн тонн различных грузов, что на 37% выше, чем в 2016 году.
Москва считает необходимым усиление роли государственного портового контроля в части проверок судов по Полярному кодексу, сообщил в заключение Виктор Олерский, добавив, что инициативу по данному вопросу в настоящее время готовят Финляндия и Россия.
В заключение презентации был показан видеофильм о современных проектах освоения Русской Арктики, осуществляемых с использованием самых совершенных технологий и строгих мер по охране природной среды Арктических морей.
Интерес участников форума вызвал увенчавший презентацию видеофильм о современных проектах освоения Русской Арктики, осуществляемых с использованием самых совершенных технологий и строгих мер по охране природной среды Арктических морей.
Напомним, Полярный кодекс, разработка которого велась на площадке Международной морской организации с 1993 года, вступил в силу 1 января 2017 года. Основная задача документа – формирование общих правил и требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения с судов в водах Арктики и Антарктики. Документ охватывает вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах. Часть положений Кодекса обязательна к исполнению, другая - носит рекомендательный характер. Содержательная часть документа будет развиваться и далее, в том числе, по мере наработки правоприменительной практики участниками полярной деятельности.