Объем завоза внутренним водным транспортом грузов в Республику Саха (Якутия) составил порядка 2 млн 510,4 тыс. тонн (в том числе ПАО «Газпром» - 448,7 тыс. тонн), из которых 1261,5 тыс. тонн для нужд жизнеобеспечения или 100,4% от плановых объемов. По сравнению с 2016 годом объем перевозки грузов увеличился на 27,8% Об этом в ходе совместного заседания экспертного совета Росморречфлота и правительства Якутии по вопросу «Итоги навигации 2017 года и основные задачи на 2018 год» сообщил 25 октября 2017 года председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Зайцев. Об этом сообщает пресс-служба главы и правительства Якутии.
По его словам, объем перевозок вырос в основном за счет увеличения перевозок нефтепродуктов на 15,8%, продукции технического назначения на 92,4% и стройматериалов на 22,5% для собственных нужд предприятий.
В целях поддержки обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и своевременной закупки и доставки топлива и муки с ограниченными сроками завоза грузов, Законом республики «О государственном бюджете на 2017 год» предприятиям республики предусмотрено около 6 млрд руб. В том числе 3,92 млрд руб. бюджетных кредитов и 2,04 млрд руб. государственных гарантий на привлечение кредитных средств.
Юрий Зайцев проинформировал, что до начала навигации было введено в эксплуатацию 772 единицы флота, перегрузочной техники, вспомогательных и путейских судов. В том числе 207 единиц судов технического флота, 461 единиц грузового флота, 36 единиц портальных кранов и 68 единиц пассажирских судов. В текущую навигацию на судах Ленского бассейна работали порядка 4 тыс. работников, из которых 481 человек были привлечены из-за пределов республики.
Юрий Зайцев напомнил, что на основании прогнозов ожидались низкие уровни воды в верховьях реки Лена, а также сложности в связи большими снегозапасами на территории бассейнов арктических рек Колыма, Индигирка и Яна. Понимание ситуации позволило правительственной комиссии своевременно принимать меры по изменению схем завоза жизнеобеспечивающих грузов.
«С учетом сложной гидрологической обстановки, в 2017 году проведена работа по изменению схемы доставки части объемов грузов с Усть-Кута по Северному морскому пути и через Нижний Вестях. Это позволило своевременно доставить грузы до мест назначения, в том числе в арктические районы», - подчеркнул глава госкомитета.
Юрий Зайцев отметил, что завоз грузов в первый тур навигации на быстромелеющих реках Амга и Вилюй осуществлялся при благоприятных судоходных условиях. С угольного разреза Джебарики-Хая завезено 23 тыс. тонны каменного угля или 100% от плана.
Успешному завозу способствовали благоприятные судоходные условия и решение об организации планового отстоя сухогрузного флота в п. Хандыга. В этом году на плановый зимний отстой в Хандыге оставлено 18 ед. судов с тоннажем 23,4 тыс. тонн.
В целом для вилюйской группы районов доставлено 116,4 тысячи тонн грузов или 101 процент.
Докладчик сообщил, что в этом году перемещение депонационных запасов составило 41,2 тысячи тонн или 90 процентов от плана для обеспечения населенных пунктов, находящихся на верховьях рек Колыма, Яна, Индигирка, Лена и море Лаптевых. По сравнению с 2016 годом отмечается увеличение объема перемещения депонационных запасов на 41,2 процента.
В целом, как подчеркнул Юрий Зайцев, первый тур навигации на быстромелеющих реках и перемещение депонационных запасов выполнены в полном объеме.
Председатель госкомитета обратил внимание представителей Росморречфлота на необходимость решения на федеральном уровне проблемы обеспечения водности на верховьях реки Лена, а именно о необходимости разработки в 2018-2019 годах научно-исследовательских работ по улучшению судоходства на верхней Лене в условиях стабильного маловодья.
Переходя ко второму туру навигации, Юрий Зайцев особо подчеркнул, что ежегодно со стороны правительства республики завозу грузов на арктические реки уделяется особое внимание. Вместе с тем глава госкомитета отметил, что в этом году арктическая навигация проходила в сложных гидрометеорологических условиях, связанных со штормовыми явлениями на морском участке, тем самым судам пришлось простаивать в ожидании погоды, были потеряны время и ритмичность флота.
В выполнении арктической навигации всего были задействованы 62 единицы флота класса «река-море» и пять морских танкера. В арктические районы республики доставлен плановый объем 367,7 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов, что составил 101%от плана.
Глава госкомитета сделал акцент на том, что на особом контроле правительства находилась доставка 551 тонн картофеля и овощей открытого грунта надлежащего качества в северные и арктические районы.
«Республиканским оператором ОАО «Туймаада-Агроснаб» были проведены мероприятия по обработке, подготовка картофеля и овощей на начальном этапе, а также выдерживание соответствующих требований тары при длительной перевозке. Были оперативно решены вопросы отгрузки и хранения на местах. Благодаря принятым мерам претензий к качеству картофеля и овощей у населения арктических районов отсутствуют», - отметил Юрий Зайцев.