Шесть трейлеров с элементами сильноточных шинопроводов для систем электропитания сверхпроводящего магнита международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР 7 сентября 2017 года отправились в морской порт Санкт-Петербург для дальнейшей транспортировки на площадку сооружения реактора в Кадараше (Франция), сообщает пресс-служба учреждения Госкорпорации «Росатом» «Проектный центр ИТЭР».
Отправленная партия оборудования общим весом около 85 тонн включает в себя алюминиевые водоохлаждаемые шины постоянного тока для систем питания обмоток полоидального поля, центрального соленоида и корректирующих обмоток, компенсаторы теплового расширения шин и другие части шинопроводов постоянного тока, которые связывают сверхпроводниковые обмотки электромагнитной системы токамака с источниками их электропитания, а также секции оперативных резисторов для систем инициирования плазменного разряда.
На сегодняшний день это третья – и самая крупная – поставка электротехнического оборудования для реактора ИТЭР. Первые две партии элементов шинопроводов для электропитания магнитной системы реактора были отправлены из Санкт-Петербурга в 2015-2016 годах.
«Своевременная отправка такой крупной партии российского оборудования свидетельствует о том, что отечественные предприятия, участвующие в реализации проекта ИТЭР, выполняют свои обязательства в точном соответствии с графиком. Мы в очередной раз продемонстрировали, что являемся надежным партнером в самом крупном на сегодняшний день научно-техническом проекте», - отметил директор частного учреждения «ИТЭР-Центр» (российского Агентства ИТЭР) Анатолий Красильников.
Коммутационная аппаратура, шинопроводы и энергопоглощающие резисторы для электропитания и защиты сверхпроводящей магнитной системы реактора ИТЭР изготавливаются в Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова (АО «НИИЭФА») в Санкт-Петербурге. Изготовление и поставка этого оборудования – самая дорогостоящая и одна из самых сложных из 25 систем, входящих в сферу ответственности России.
Ожидается, что через несколько дней паром с грузовиками, в которые загружено оборудование, достигнет порта Гамбург (Германия), откуда машины направятся к месту назначения.