Руководители и ведущие специалисты крупнейших портов России и Дальневосточного региона обсудили перспективы развития отрасли в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ 2017) на сессии «Морские порты — в эффективные руки», организованной при поддержке ООО «Управляющая портовая компания». Об этом сообщает пресс-служба «УПК».
На дальневосточном побережье расположены 32 торговых и рыбных морских порта, а также около 300 небольших портов и портовых пунктов. Их доля в общем грузообороте российских портов составляет около 35%. Между тем, именно специализированных портовых мощностей для перевалки навалочных грузов, в том числе угля сейчас не хватает, признала в ходе сессии заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» по развитию Ирина Ольховская.
По ее словам, в настоящее время в регионе реализуется крупнейший инвестиционный портовый проект - Третья очередь АО «Восточный Порт». Проект станет частью действующего в Приморском крае специализированного угольного терминала АО «Восточный Порт». Реализация проекта, который планируется завершить осенью 2017 года, позволит в 2 раза увеличить мощность терминала. На первом этапе грузооборот достигнет 29 млн тонн, на втором – к 2019 году – 39 млн тонн угля.
Другие инвесторы не спешат вкладывать средства в проекты, направленные на увеличение мощностей.
«В регионе создан резерв инвестиционных проектов, в которых присутствует пул инвесторов, но решение о старте проектов пока не принято. Конечно, для инвестора важна предсказуемость. Действительно, сегодня есть неопределенность с тарифами, налогами. Однако уже сегодня очевидно, что российская угольная отрасль свое место на мировом рынке угля сохранила на уровне 12% за счет ввода в эксплуатацию новых обогатительных мощностей и качества поставляемого угля», - отметила она.
По словам Ирины Ольховской, после провального 2015 года, когда мировой рынок экспорта угля снизился с 1,35 млрд тонн до 1,225 млрд тонн, ситуация постепенно стабилизируется. Так, по итогам 2016 года объем мирового экспорта угля (включая Австралию, США, Китай, РФ и др. ) отыграл падение до 1,3 млрд тонн угля.
«Безусловно, мировой рынок энергоресурсов достаточно волатильный, в том числе и угля. Поэтому инвестору необходимо четко понимать на какую грузовую базу рассчитывать проект, - сказала Ирина Ольховская. - Чтобы стимулировать инвестора к реализации проекта вне зависимости от ситуации на мировых рынках энергоресурсов, необходимо на этапе инвестирования заключать соглашения с грузоотправителями о перевалке, чтобы понимать, какая грузовая база будет у нового проекта».
АО «Восточный Порт» (пос. Врангель, Приморский край) ─ крупнейший в России специализированный угольный публичный порт с высокотехнологичной перевалкой угля, оснащенный конвейерным оборудованием, вагоноопрокидывателями, судопогрузочными машинами и уникальной многоступенчатой системой магнитной очистки угля, не имеющей аналогов в России. Предприятие обеспечивает экспортную перевалку угля различных российских производителей. Грузооборот порта в 2016 году составил 23,5 млн тонн угля – пятую часть всего угольного экспорта из морских портов России и около 30% от перевалки угля в портах Дальневосточного бассейна.
В АО «Восточный Порт» реализуется крупнейший в Приморском крае инвестиционный проект по строительству Третьей очереди угольного комплекса, включая создание федеральной железнодорожной инфраструктуры. После ввода в эксплуатацию объектов Третьей очереди грузооборот АО «Восточный Порт» вырастет до 39 млн тонн угля в 2019 году. Проект реализуется без привлечения государственного финансирования. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны.
Единоличным исполнительным органом АО «Восточный Порт» является ООО «Управляющая портовая компания».
ООО «Управляющая портовая компания» ─ крупнейший угольный портовый холдинг России с годовым объемом перевалки 41,5 млн тонн (по итогам 2016 года), что составляет более трети российского морского экспорта угля. Уголь отгружается более чем в 30 стран Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2019 году общий годовой грузооборот специализированных морских угольных терминалов под контролем «Управляющей портовой компании» вырастет до 56,5 млн тонн.
«Управляющая портовая компания» является единым исполнительным органом крупнейших специализированных угольных портов России с высокотехнологичной перевалкой угля – АО «Восточный Порт» (пос. Врангель, Приморский край) и АО «Ростерминалуголь» (пос. Усть-Луга, Ленинградская область).
Компания основана в 2008 году. За время управления грузооборот АО «Восточный Порт» вырос более чем на 60%, составив 23,5 млн тонн в 2016 году. В 2010-2017 годах проведена оптимизация производственных процессов, реализована программа обновления оборудования и очистных сооружений порта. В 2016 году «Управляющая портовая компания» получила контроль над работой морского угольного терминала АО «Ростерминалуголь». По итогам 2016 года перевалка угля в АО «Ростерминалуголь» достигла рекордного показателя 18,1 млн тонн. «Управляющая портовая компания» реализует проект дальнейшего развития и технического перевооружения АО «Ростерминалуголь».
Специализированные угольные порты в составе холдинга «Управляющая портовая компания» применяют наилучшие доступные технологии (НДТ) перевалки угля, существующие в мире. В АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» используется крытое оборудование: вагоноопрокидыватели, вагоноразмораживатели, системы ветрозащиты, конвейеры, стакеры/реклаймеры, судопогрузочные машины, трансбордеры, крытые пересыпные станции, а также дополнительные меры защиты (аспирационные системы, системы «сухого тумана», водного орошения, снегогенераторы, системы водной очистки, тепловизоры, беспилотники). Важной особенностью работы холдинга является постоянное внедрение НДТ для повышения экологической безопасности, использование импортозамещающих технологий и собственные разработок.