Кардинальное решение проблемы загрязнения воздушного бассейна населенных пунктов находящимися в их черте угольными терминалами - важнейшая совместная задача компаний-стивидоров, портовых администраций и управляющих структур транспортного комплекса. Об этом шла речь на встрече, которую заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский провел с представителями компаний-операторов угольных терминалов в морском порту «Восточный» (г.Находка).
В рамках встречи, в которой также принимали участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Дрегваль, капитан морского порта «Восточный» Александр Ванюков, капитаны других приморских портов, были подробно проанализированы как экономическая ситуация на каждом из терминалов, структура перевалки, программы развития, так и предпринимаемые и планируемые операторами терминалов организационные и технологические природоохранные мероприятия.
Олерский напомнил, что в целом ряде случаев многие темы даже не дорастают до статуса проблем, если бизнес обращается с важными для него вопросами напрямую к транспортникам, начиная непосредственно с капитана порта.
Как отмечали представители компаний-стивидоров, поднятая на прямой линии с президентом России проблема экологического загрязнения от деятельности находкинских терминалов, побудила операторов резко ужесточить антипылевые мероприятия, нарастить соответствующие бюджеты, оптимизировать технологии перевалки и хранения угля.
Вместе с тем, по их мнению, пока не проведено ни одного комплексного научного исследования, позволяющего выявлять основные источники и устанавливать действительную структуру упомянутого экологического загрязнения, которое, например, в Находке считается «угольным» лишь на основании устойчивого общественного мнения.
В связи с этим Виктор Олерский высказался за необходимость консолидации усилий компаний-операторов для решения таких проблем, когда они функционально выходят за рамки объекта корпоративных экологических программ.
На совещании были подробно рассматривались различные методы пассивного и активного пылеподавления, эффективность инженерных сооружений, обсуждено участие Минтранса России и Росморречфлота в законодательном стимулировании безопасности транспортного развития, мониторинге соответствующих разработок на российском и мировом рынках и распространения среди заинтересованных компаний систематизированной информации о лучших доступных технологиях.
При обсуждении общей «экологической» повестки встречи, в том числе, вопроса о так называемом ремонтном черпании в акватории портов, выявилась остроактуальная для всего Приморья проблема – отсутствие находящегося в относительной транспортной доступности полигона – места захоронения грунтовых отходов, полученных при расчистке акваторий от постоянного заиливания.
По итогам встречи Виктор Олерский поручил подготовить соответствующие материалы для обсуждения поступивших идей и предложений на региональном и федеральном уровнях.