На Морском терминале КТК 12 августа 2017 года отгружена полумиллиардная тонна нефти с начала эксплуатации нефтепроводной системы. «Юбилейная» 500-миллионная тонна поступила в танки нефтеналивного судна Ohio, зафрахтованного компанией Karachaganak Petroleum Operating. Об этом сообщает пресс-служба Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Эксплуатация трубопроводной системы Тенгиз – Новороссийск началась в конце 2001 года. К середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития — 28,2 млн тонн.
С 2005 года консорциум, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли значения в 35 млн тонн в год.
В 2011 году КТК приступил к реализации Проекта расширения трубопроводной системы консорциума, и поэтапный ввод в эксплуатацию новых объектов также позволил постепенно наращивать объемы транспортировки нефти по трубопроводу. В 2014 году на Морском терминале КТК было перевалено более 40 млн тонн. В 2016 году консорциум отправил на мировые рынки уже 44,3 млн тонн нефти.
C начала 2017 года по конец июля отгружено более 31,7 млн тонн нефти брутто, что на 6,1 млн тонн больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.
Отмечается, что в 2016 году произошло существенное расширение ресурсной базы нефтепроводной системы КТК: к крупным месторождениям Тенгиз и Карачаганак добавились казахский Кашаган и российские месторождения им. Филановского и им. Корчагина. Сегодня нефть в трубопроводную систему консорциума поступает с более десяти месторождений.
В 2017 году после ввода в эксплуатацию всех объектов Проекта расширения пропускная способность магистрального трубопровода КТК возрастет до 67 млн тонн нефти в год.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.