1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Проведены преддекларационные обследования гидроузлов Канала им. Москвы (фото)

19 мая 2017   16:58

Проведены преддекларационные обследования гидроузлов Канала им. Москвы (фото)

Преддекларационные обследования гидроузлов №№ 2, 3, 5 ФГБУ «Канал имени Москвы» проведены 16-18 мая 2017 года в соответствии с распоряжением  Федерального агентства морского и речного транспорта. Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.

Комиссия в составе представителей: Росморречфлота, ФГБУ «Канал имени Москвы», Ространснадзора, Главного управления МЧС России по Московской области, ООО НПП «ГЕОС» провела преддекларационные обследования, проверку наличия и ведения технической документации гидротехнических сооружений.

По действующим декларациям безопасности техническое состояние гидроузлов №№ 2, 5 оценивается как ограниченно-работоспособное, гидроузла № 3 – как предаварийное.

Для улучшения технического состояния гидротехнических сооружений рекомендовано провести капитальный ремонт, а также установить локальную систему оповещения.
 
Канал имени Москвы (до 1947 года – канал Москва-Волга имени Сталина) соединяет реку Москву с Волгой. Его строительство велось с 1934 по 1937 год. В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — Сталин переименовал «свой» канал в честь столицы.

Эксплуатирующей канал организацией является ФГБУ «Канал им. Москвы», подведомственный Росморречфлоту.

Общая длина канала — 128 км. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням (четыре высотой по 8 м, а одна — первая — высотой 6 м); на концах ступеней размещены шлюзы.

Начинается канал от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны́), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2—6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел и спускается к реке Москве; длина этого участка — 50 км. На этом участке трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе). Сброс воды используется для выработки энергии на гидроэлектростанциях.

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5— 2 км воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного.