Проект Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года 14 апреля 2017 года внесен на рассмотрение правительства РФ. Как сообщает пресс-служба министерства РФ по делам Северного Кавказа, в документе учтены предложения и замечания всех заинтересованных в реализации проекта сторон.
«Проект стратегии в начале марта был направлен на рассмотрение всем заинтересованным федеральным исполнительным органам власти, субъектам СКФО и правительству Астраханской области, а также был размещен на официальном сайте Минкавказа России для проведения его общественного обсуждения. Более чем за месяц работы по согласованию проекта стратегии мы собрали большое количество конструктивных замечаний и внесли их в текст документа. На сегодняшний день мы передаем в Правительство России проект Стратегии, учитывающий мнения всех сторон», - прокомментировал исполняющий обязанности министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.
Среди замечаний, поступивших в Минкавказ России, были предложения о развитии паромного сообщения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, создании устойчивого транспортного и логистического коридора с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном, строительстве дополнительных пассажирских и научно-исследовательских судов, а также судов рыбопромыслового флота. Кроме того, по итогам стадии общественного обсуждения и согласования в текст Стратегии внесены уточненные статистические данные, поступившие от профильных ведомств.
По итогам рассмотрения правительством Российской Федерации будет выпущено распоряжение об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, а затем доложено президенту Российской Федерации. Непосредственная реализация проекта начнется после разработки и принятия соответствующего плана мероприятий («дорожной карты»).
Стратегической целью проекта Стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия Российской Федерации в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей со странами Каспийского бассейна, а также создание условий для дополнительного социально-экономического развития Юга России путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через порты Каспийского бассейна.
Основные механизмы реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним направлены на создание устойчивого транспортного и логистического коридора, торговли, туризма в первую очередь с Ираном, Индией и странами Персидского залива. Вместе с тем предлагается модернизация и перепрофилирование действующих портовых мощностей, а также строительство двух новых морских портов (терминалов) (грузового и пассажирского) на территории Республики Дагестан, развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам.
Как сообщалось во время общественного обсуждения проекта, реализация Стратегии включает три этапа.
На подготовительном (2017-2019 годы) планируется разработка соответствующей нормативно-правовой базы, формирование единой системы административного управления проектами, проведение проектных работ по строительству нового глубоководного порта в Республике Дагестан.
На основном этапе (2020-2025 годы) должна быть запущена первая очередь глубоководного порта в Дагестане. Запланировано построить новые грузовые морские судна для реализации перевозок в Каспийском море. Особое внимание будет уделено развитию транскаспийской международной торговли. Перспективный этап (2026-2030 годы) предусматривает формирование Стратегии развития российских каспийских портов на очередной долгосрочной период. Планируется проработка вопроса о строительстве второй очереди морского порта на территории Республики Дагестан. Ожидается, что реализация проекта по созданию Каспийского транспортно-логистического комплекса будет способствовать не только развитию российских прикаспийских территорий, но обеспечит рост отечественной экономики в целом, укрепит позиции России на Южно-азиатском направлении.