Делегация АО «НК «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ») 17 февраля 2017 года в Шанхае провела переговоры с представителями компаний China Cosco Shipping и ООО «ГК Порт Ляньюньган» по вопросам совместной реализации проектов специальной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос - Восточные ворота». Об этом сообщает пресс-служба АО «НК «ҚТЖ».
В ходе переговоров достигнуты договоренности о сотрудничестве с ведущими китайскими компаниями по развитию совместного предприятия, участника СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота». Согласно подписанному протоколу, China Cosco Shipping и ООО «ГК Порт Ляньюньган» осуществят инвестирование в совместное предприятие до 1 июня 2017 года.
Проект развития СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» имеет ключевое значение для сопряжения государственных программ Казахстана «Нұрлы жол» и Китая «Один пояс – один путь».
China Cosco Shipping является крупнейшим в мире грузовым судовладельцем с флотом более 1100 судов (общий дедвейт более 85 млн тонн) и занимает четвертое место в мире по объемам перевозок контейнеров.
Участие компаний China Cosco Shipping и «ГК Порт Ляньюньган» обеспечит интеграцию СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» в глобальные транспортно-логистические потоки на маршрутах между Азией и Европой и придаст импульс привлечению новых транзитных объемов.
Общая территория СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» составляет 4 591,5 га. СЭЗ состоит из логистической (224,9 га) и индустриальной (224,4) зон, а также транспортно-логистического комплекса «сухой порт» (129,8 га). Резервная территория составляет 3 909,2 га. Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» расположена на границе между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, на казахстанской территории. Проект создан с целью повышения экспортно-транзитного потенциала Казахстана в Евразийском регионе, развития компетенций в сфере глобальной логистики, привлечения зарубежных инвестиций.
Республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiр жолы» было создано постановлением правительства Республики Казахстан от 31 января 1997 года № 129 «О реорганизации предприятий железных дорог Республики Казахстан» путем слияния республиканских государственных предприятий: Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги и Управления Западно-Казахстанской железной дороги. Целью слияния являлись оптимизация структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли.
Постановлением правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года № 310 «О создании закрытого акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» образовано ЗАО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» путем слияния республиканского государственного предприятия «Қазақстан темiр жолы» и его дочерних государственных предприятий. 2 апреля 2004 года в соответствии с законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах» была произведена перерегистрация ЗАО «НК «ҚТЖ» в АО «НК «ҚТЖ».
В настоящее время АО «НК «ҚТЖ» имеет холдинговую структуру, основанную на обеспечении функциональной целостности и управляемости железнодорожной отрасли в перевозочном процессе. Единственным Акционером АО «НК «ҚТЖ» является АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
АО «НК «КТЖ» осуществляет такие виды деятельности, как выполнение функций оператора магистральной железнодорожной сети, перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Указанная деятельность регулируется соответственно Законами Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках».