В штаб-квартире Международной федерации транспортных работников (ITF) в Лондоне 27 января 2017 года завершился первый раунд переговоров в рамках Международного переговорного форума (IBF) между представителями ITF и Совместной переговорной группы (JNG). От Российского профсоюза моряков (РПСМ) в заседании приняли участие председатель РПСМ Юрий Сухоруков и его заместитель Вадим Иванов.
Отмечается, что встреча прошла в условиях продолжающегося экономического спада, что не могло не отразиться на требованиях работодателей. Тесные рабочие отношения между судовладельцами и ITF за последние несколько раундов переговоров IBF расстроились и стали менее продуктивными. Причиной разлада оказалась проявленная в прошлом году настойчивость ITF, которая не позволила работодателям перенести или отсрочить согласованное повышение зарплат морякам на 3,5% с января текущего года.
Напомним, в 2014 году на IBF было достигнуто соглашение об увеличении окладов моряков на 6,5% в течение трех лет. Самый существенный рост пришелся на 2017 год – 3,5%. Именно об отсрочке этого повышения и просили работодатели на встрече в Маниле в ноябре 2016 года, но получили отказ.
Многие судовладельцы считают, что судоходные рынки не только не восстановятся в 2017 году, но напротив – их состояние ухудшится. Поэтому рост зарплат на 3,5% будет связан для работодателей с огромным, по их словам, повышением расходов.
На прошедшей встрече стороны обменялись списками требований и предложений на следующий период договора. К слову, каким по продолжительности будет этот договор, сторонам еще предстоит решить.
«Сейчас завершился лишь первый раунд переговоров, которые будут проходить до июля, поэтому о результатах говорить рано. Профсоюзы и работодатели обменялись требованиями по изменению коллективного договора, создали комитеты и рабочие группы для согласования конкретных вопросов, и на этом пока все», – рассказывает Вадим Иванов.
Как и ожидалось, требования JNG требуют жесткого уменьшения ставок зарплаты до уровня ставок 2016 года со ссылкой на плачевное состояние рынка и времена, которые характеризуются судовладельцами, как худшие за всю историю существования IBF. Но это лишь видение одной из сторон. Отраслевое исследование ITF демонстрирует более позитивную картину с намечающимися улучшениями в сегменте контейнерных и балкерных перевозок.
Очевидно, что ситуация остается крайне непростой. Стороны предъявляют друг другу ряд принципиальных требований, и уступать не хочет никто, что, безусловно, отражается на тоне переговоров.
«Главным приоритетом для сторон должен оставаться здравый смысл во имя безопасности мореплавания, благополучия моряков и интересов бизнеса, – отметил Вадим Иванов. – Да, работодатели требуют понижения зарплаты, но это просто тактика. ITF не согласится на снижение уже достигнутых показателей. Будем надеяться, что требования смягчатся к июлю, и стороны смогут найти устраивающий всех компромисс».
РПСМ занимает в этом вопросе жесткую позицию: если договор подписан, его условия должны выполняться.
IBF, учрежденный в 2003 году – крупнейший форум морских работодателей, созданный с целью ведения переговоров об условиях коллективного трудового договора, главным из которых является зарплата моряков. Условия договоров IBF, которыми покрыто огромное количество судов, влияют на деятельность владельцев и менеджеров судов во всем мире. В Совместную переговорную группу входят собственники и менеджеры судов, интересы которых представляет Международный совет морских работодателей (IMEC), Международная группа морских работодателей, Международная ассоциация морских менеджеров Японии, Ассоциация корейских судовладельцев и тайваньская компания Evergreen.