Судзавод «Пелла» (Ленобласть) передал заказчику судна ярусного лова проекта PL-475 (фото)
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» передал заказчику - норвежской рыбопромысловой компании Keltic AS спроектированное и построенное на собственной верфи промысловое судно ледового класса, предназначенное для ярусного лова донных пород рыб в Баренцевом море и Северной Атлантике проекта PL-475. Об этом сообщает пресс-служба завода.
Основные характеристики судна: длина наибольшая – 47,5 м, ширина наибольшая – 12 м, осадка максимальная – 5,88 м, экипаж – 20 человек, скорость – 12,5 узлов, автономность по запасам провизии и топлива – 25 суток, дальность плавания – 6 тыс. миль, грузовой морозильный трюм чистый объем – 462 куб. м. Символ класса - КМ Ice2 AUT1 Fishing Vessel по классификации Российского морского регистра судоходства
Отмечается, что при разработке документации был учтен передовой опыт мирового судостроения при проектировании, строительстве и эксплуатации современных судов ярусного лова. Силами конструкторского отдела завода «Пелла» основные проектные решения были адаптированы под требования Российского морского регистра судоходства.
Проект предусматривает применение наиболее эффективного и ресурсосберегающего способа лова донных рыб, создает благоприятные и наиболее безопасные условия для работы экипажа на промысле. Как известно, добыть крупную донную рыбу – треску, пикшу, зубатку, палтус и др. - тралом практически невозможно – почти вся крупная рыба его умело избегает. Такую крупную рыбу отлично добывают современные автоматизированные суда ярусного лова, использующие древний способ архангельских поморов – крючковую снасть на длинном тросе (хребтине) с поводками и крючками.
В составе промыслового устройства судна предусмотрена специальная ярусная линия, поставляемая норвежской фирмой «Мустад», представляющая собой своеобразную автоматизированную «удочку», которая содержит 57 тыс. крючков, и имеет длину около 30 км.
В России современных судов ярусного лова очень мало. 95% объемов морской рыбы в Баренцевом море добывается траловыми судами.
Основные преимущества современных судов ярусного лова: удельный расход топлива на 1 тонну добываемой рыбы в 2 раза меньше по сравнению с эксплуатирующимися в настоящее время донными траулерами, так как не требует больших мощностей от пропульсивной установки судна; суда ярусного лова являются ресурсосберегающими – они добывают преимущественно крупную донную рыбу старших возрастов, которая, как хищник, питается молодью трески, пикши. Применение донных тралов, по мнению ученых, разрушает экологическую среду обитания молодняка трески, пикши, палтуса и др., что отрицательно влияет на воспроизводство рыбы; добываемая ярусом донная рыба имеет высокое качество, поскольку не сдавливается и не травмируется сетью трала, поэтому она очень востребована при продаже в России и на экспорт; ресурсосберегающие суда ярусного лова ледового класса пригодны для добычи в Антарктиде одной из самых дорогих рыб в мире – клыкача.
Отмечается, что серийное строительство ярусных судов весьма перспективно, так как они позволяют более рационально использовать морские биоресурсы страны, особенно с учетом все ужесточающихся международных экологических требований, запрету работать донным тралом в Норвегии и ряде других стран, особенно в прибрежной зоне.
Высокая степень автоматизации судна соответствует требованиям символа AUT 1 Российского морского регистра судоходства и позволяет осуществлять управление судном одним человеком из ходовой рубки без использования вахты в машинном отделении. Данное преимущество в сумме с высокой автоматизацией промыслового и рыбообрабатывающего оборудования позволяет полностью выполнять все задачи, связанные с назначением судна, экипажем, не превышающим 16 человек. Дополнительно на судне предусмотрено размещение ученых в количестве четырех человек для решения задач по научной работе, связанной с изучением недоиспользуемых водных ресурсов.
Центральный пост управления в рулевой рубке содержит все навигационные, рыбопоисковые приборы и оборудование радиосвязи, а также необходимые устройства автоматизации, сигнализации и видеонаблюдения. Для поиска рыбы на судне предусмотрено три отдельных рыбопоисковых устройства. Для грузовых операций на верхней палубе предусмотрены два грузовых крана австрийской фирмы Palfinger. Все механизмы, установленные на судне, соответствуют требованиям Российского морского регистра судоходства.
Отмечается, что завод «Пелла» строил первое судно ярусного лова для передачи российскому заказчику из Мурманска – с целью осуществления согласованной с учеными отраслевых институтов Росрыболовства Программы промысловых исследований ряда регионов Баренцева моря, которые недоступны для тралового лова. Промысловая разведка и ресурсные исследования в этих регионах на судне ярусного лова должно было научно подтвердить и доказать наличие недоиспользуемых ресурсов донных рыб – старших возрастов и крупного размера.
Но предоставление необходимых квот на период ресурсных исследований российскому заказчику так и не было оформлено.
«К сожалению, несмотря на рекомендации ученых ВНИРО и Наблюдательного совета «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», отечественные заказчики так и не смогли оценить преимуществ постройки современных рыбопромысловых судов в России и предпочитают либо приобретать суда за рубежом, либо продолжают эксплуатировать давно устаревшие морально и физически суда, что не способствует решению задачи технического перевооружения российского рыбопромыслового флота», - говорится в сообщении.
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» основан в 1950 году. В 1992 году предприятие было приватизировано. Структура компании построена по принципу холдинга и включает в себя головную фирму, а также ряд дочерних предприятий. Завод специализируется на строительстве буксиров для российских заказчиков.
Ссылки по теме:
Судзавод «Пелла» (Ленобласть) завершил ходовые приемо-сдаточные испытания судна ярусного лова проекта PL-475 (фото) >>>>
Судзавод «Пелла» спустил на воду рыбопромысловое судно проекта PL-475, строящееся под технаблюдением РС (фото) >>>>