Арбитражный суд города Москвы 7 сентября 2016 года поддержал решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении международных контейнерных линий. Об этом сообщает пресс-служба антимонопольного органа.
В конце 2015 года крупнейшие судоходные компании A.P.Moller-Maersk A/S (Дания), CMA CGM SA (Франция), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (Корея), Orient Overseas Container Line Limited (Гонконг), Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Тайвань) были признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции путем совершения запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 годах.
ФАС России установила, что в данный период информация об установлении надбавок к ставкам фрахта (General Rate Increase, GRI) публиковалась на интернет-сайте одного из перевозчиков, после чего остальные участники рынка устанавливали такие же надбавки. После очередного снижения ставок фрахта перевозчики снова относительно синхронно и единообразно устанавливали надбавку GRI с целью увеличения или поддержания цен. Таких случаев комиссия установила не менее 7 в 2012 году и не менее 9 в 2013 году.
На территории Российской Федерации подобные согласованные действия запрещены для хозяйствующих субъектов-конкурентов, совокупная доля которых на соответствующем товарном рынке превышает 20% и при этом доля каждого из которых на товарном рынке превышает 8%.
Как пояснил заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Мухамед Хамуков, такие действия приводили к периодическому повышению цен и имели для потребителей негативный эффект.
«Получая публичную информацию о том, что все ключевые участники рынка относительно синхронно и единообразно увеличивают базовую ставку фрахта, покупатель в ходе переговоров имел более слабые позиции, чем перевозчик. Наиболее негативный эффект от такого поведения формируется для средних и мелких потребителей, которые были вынуждены соглашаться с установленной надбавкой к ставке фрахта», - отметил он.
Ежегодный контейнерный оборот из азиатских портов в Большой порт Санкт-Петербург составляет около 550 тыс. груженых контейнеров. Неоднократное введение надбавок в течение года на $250-950 за контейнер даже при их частичном или временном применении оказывает негативное влияние на внешнюю торговлю Российской Федерации и на стоимость товаров для российских потребителей.
При этом, необходимо отметить, что отечественные участники внешнеэкономической деятельности полностью зависят от качества и стоимости услуг зарубежных компаний, так как среди 16 контейнерных операторов на данном рынке нет ни одной российской компании.
Аналогичное дело рассматривалось Европейской Комиссией, по итогам расследования в 2016 году линейные перевозчики и Европейская Комиссия пришли к соглашению – перевозчики отказались от опубликования информации о GRI в том виде, как это практиковалось ранее.
Вышеуказанные компании обратились в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения ФАС.
Судебное решение, как отметил начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев, подтверждает «неотвратимость антимонопольного разбирательства даже для иностранных компаний в том случае, если они нарушают закон. Российский Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с участием иностранных юридических лиц, и совершаемым ими действиям, если такие действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации».
Ссылки по теме:
ФАС РФ признала нарушения антимонопольного законодательства рядом контейнерных линий >>>>