Одесский порт недополучил от простоев контейнеровозов в ожидании обработки за десять месяцев 2006 года около $20,5 миллиона дохода
Недостаточная пропускная способность контейнерных портов Украины начинает сказываться на финансовой привлекательности всей цепочки контейнерной логистики с участием украинской портовой перевалки. Как пишет “РЖД-Партнер”, такой вывод обнародован Одесским портом по результатам анализа простоев контейнеровозов в порту, имеющих тенденцию к росту. Так, по данным порта, уровень простоев контейнеровозов в ожидании обработки у причалов составил за десять месяцев текущего года 544 судосуток. При этом ущерб участников, по оценке порта, составил: для самого предприятия - порядка $20.5 млн. недополученного дохода; для представителей судоходных компаний и экспедиторов – $5.5 млн. прямых убытков.
Как указывает порт, сложившееся положение впрямую угрожает коммерческой привлекательности контейнерных перевозок через порты Украины, имиджу портов, а также снижает ценность транзитного потенциала государства в целом. Налицо как скопление контейнеровозов в ожидании загрузки (до 10 ед.), так и значительная перегрузка практически всех звеньев работы контейнерного терминала порта.
В то же время, ограничения, серьезно сказывающиеся на работе украинской стороны, столь же серьезно повышают конкурентоспособность контейнерных мощностей соседей по акватории – России, Румынии, Турции. Как указывает порт, объективно сложившийся дефицит контейнерных мощностей и проволочки с решением относительно его ликвидации (блокирование концепции развития Одесского порта), даже с учетом предельно достижимой скорости переработки контейнеров (на сегодня – свыше 0.5 тыс. TEU/сут.) и при использовании причального резерва для переработки контейнеров (+2 причала), означает реальную перспективу ухода клиентов в альтернативные контейнерные порты региона. В частности, уже ближайшей перспективой порта является выход на уровень 350 тыс. TEU (прогноз текущего года), что составит +133% к нормативу порта по переработке контейнерных грузов. По оценке порта, доход только госбюджета и только от морской перевалки такого грузопотока составит не менее $10 млн. – такова минимальная "цена вопроса" на сегодня.