Европейская комиссия начала две масштабные проверки применения освобождения от корпоративных налогов портов Франции и Бельгии на предмет их соответствия правилам предоставления государственной помощи ЕС. Комиссии также проверит, не дают ли эти льготы компаниям в определенных секторах некоторые преимущества перед конкурентами в других государствах-членах ЕС, говорится в сообщении Еврокомиссии.
Еврокомиссар Маргрет Вестагер, отвечающая за политику в области конкуренции, отметила: «Порты играют ключевую роль в экономике ЕС. Наши правила конкуренции позволяют государствам-членам оказывать поддержку проектам строительства или модернизации портовой инфраструктуры за счет инвестиционной помощи. Тем не менее, освобождение от уплаты налогов не должно сказываться на конкуренции, давая несправедливое преимущество некоторым портам по сравнению с другими портами в Европе».
Основным видом деятельности портов является обслуживание пассажиров и обработка грузов, а также создание инфраструктуры для операторов флота, судостроителей и других компаний. Эти коммерческие операции портовой инфраструктуры являются экономической деятельностью, за которые порты должны платить корпоративный налог. Тем не менее, порты также осуществляют определенные виды деятельности, которые связаны с выполнением важных государственных обязанностей, таких как безопасность, наблюдение за портовыми объектами и управление грузопотоками. Такие виды деятельности не подпадают под сферу государственного контроля предоставления помощи ЕС.
Освобождение от корпоративного налога для портов, получающих прибыль от экономической деятельности, предоставляет им селективное преимущество по сравнению с их конкурентами в других государствах-членах и, следовательно, включает предоставление государственной помощи в соответствии с правилами ЕС.
В сообщении Еврокомиссии отмечается, что ряд морских и портов ВВП Бельгии (в частности, порты Антверпен, Брюгге, Брюссель, Шарлеруа, Генте, Льеж, Намюре и Остенд, а также порты вдоль каналов в провинции Эно и Фландрия) освобождаются от режима общего корпоративного подоходного налога. Эти порты могут иметь различный налоговый режим, с различными базовыми и налоговыми ставками, что приводит к общему низкому уровню налогообложения бельгийских портов на их коммерческую деятельность по сравнению с другими компаниями в Бельгии.
Большинство портов Франции, в частности, 11 крупнейших морских портов (Бордо, Дюнкерк, Ла-Рошель, Гавр, Марсель, Нант - Сен-Назер и Руан, а также Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон), автономный порт Париж и порты, находящиеся в управлении промышленных и торговых палат, полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль. Очевидно, что это приводит к общему низкому уровню налогообложения коммерческой деятельности во французских портах по сравнению с другими компаниями во Франции.
В январе 2016 года, после своего расследования деятельности портов и их налогообложения в государствах-членах ЕС, Комиссия обратилась к Бельгии и Франции, чтобы привести их корпоративное налоговое законодательство в соответствие с правилами ЕС предоставления государственной помощи, отменив освобождение от налогов для портов. Так как Бельгия и Франция не смогли привести в соответствие свои налоговые законы, как это было предложено Комиссией, поэтому была начата эта масштабная проверка.