На следующей неделе сохранятся умеренные разнонаправленные колебания цен на бункерное топливо в ожидании формирования устойчивого вектора дальнейшего движения, говорится в аналитическом обзоре, предоставленном ИАА «ПортНьюс» компанией Marine Bunker Exchange (MABUX). В целом, на рынке продолжает сохраняться неопределенность.
Мировой топливный рынок находился в течение недели в состоянии высокой степени волатильности, обусловленной сначала подготовкой, а затем проведением в Великобритании референдума по выходу из Евросоюза. Результаты референдума оказались достаточно сильным шоком для мирового топливного рынка, что немедленно спровоцировало моментное резкое падение стоимости нефтяных и топливных котировок. Однако дальнейшее развитие событий показало, что влияние Brexit на топливные индексы оказалось скорее спекулятивным. При этом фундаментальные факторы, такие как баланс спроса и предложения на мировом рынке, от выхода Великобритании не изменились.
Значения Мирового бункерного индекса MABUX, рассчитываемого из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, в период с 23 по 30 июня показали в итоге умеренный рост:
- 380 HSFO - рост с 233.50 дo 243,57 USD/MT (+10,07)
- 180 HSFO - рост с 274.50 до 283.86 USD/MT (+9,36)
- MGO - рост с 492.86 до 494.93 USD/MT (+2,07)
На данный момент рынок продолжает отыгрывать достаточно неожиданное решение населения Великобритании выйти из состава ЕС и оценивать последствия такого решения. Вместе с тем, создается впечатление, что рынок был подготовлен к отрицательному решению Brexit, достаточно быстро скорректировался, и на настоящий момент на первый план вновь выходит состояние фундаментальных факторов спрос-предложение. При этом уже сейчас понятно, что решение о выходе королевства из Евросоюза значительно подрывает процесс восстановления экономики еврозоны и, возможно, сократит покупатель-ную способность европейских импортеров нефти, топлива и спрос на углеводородное сырье в целом.
Еще одним аспектом Brexit является создание прецедента, которым вполне могут воспользоваться другие проблемные страны Евросоюза. Кроме того, выход Великобритании из единого европейского экономического пространства неизбежно приведет к серьезной трансформации всей европейской экономики, последствия которой в настоящий момент достаточно трудно спрогнозировать.
Лидеры стран ЕС в связи с последними событиями провели 28-29 июня саммит в Брюсселе. В резолюции саммита было особо подчеркнуто, что для бывших членов блока специальные соглашения предусмотрены не будут. На данный момент ключевыми факторами для определения дальнейшей судьбы Евросоюза являются: как быстро будет оформлена официальная процедура выхода Великобритании из ЕС и удастся ли лидерам Евросоюза достичь соглашения по новому постбританскому формату ЕС.
Кроме того, решение Великобритании ставит под вопрос добычу нефти в Северном море вблизи Шотландии, которая уже начала обговаривать возможность проведения еще одного референдума по выходу из состава Великобритании. В Соединенном королевстве до-бывается около 1 млн баррелей нефти в день (приблизительно 1% мировой добычи).
На фоне неожиданных результатов Brexit фактором поддержки котировок стали сообщения о возможном начале 2 июля забастовки работников норвежской нефтегазовой отрасли. Рабочие требуют нового соглашения по зарплате, которое должно быть заключено до полуночи 1 июля. Забастовка может привести к сокращению добычи нефти в Норвегии (правда, не очень существенному – в пределах 7%), которая является одной из ведущих европейских нефтедобывающих стран.
В США впервые за четыре недели отмечено снижение числа действующих буровых уста-новок: на 7 до 330 единиц. Предполагается, что снижение активности бурения было спровоцировано результатами референдума в Великобритании.
Сконцентрировавшись на европейских проблемах, мировой топливный рынок на данный момент практически не реагирует на избыток нефтепродуктов в Азии, который потенци-ально может привести к увеличению запасов нефти, оказывая давление на цены. Про-должается накопление запасов бункерного топлива в Сингапуре при сохраняющихся вы-соких уровнях экспорта нефтепродуктов из КНР в азиатский регион. Отмечаются также высокие показатели накопления нефтепродуктов в Нидерландах и других странах Европы, хотя это обстоятельство отчасти уравновешивается снижением запасов на Ближнем Востоке.
Иран увеличил объемы экспорта нефти в три раза по сравнению с санкционным периодом, подписав несколько краткосрочных контрактов с европейскими нефтяными компаниями. В частности, планируется поставлять по 1 млн баррелей ежемесячно в адрес испанских Repsol и Cepsa, а также в адрес британской BP.
Наименование продукта и порт |
380 cSt HSFO |
MGO/ MGO LS |
|
|
|
Роттердам 2016-06-30 |
248 |
435* |
Роттердам 2015-06-30 |
317 |
538 |
|
|
|
Гибралтар 2016-06-30 |
264 |
471* |
Гибралтар 2015-06-30 |
348 |
589 |
|
|
|
Панамский канал 2016-06-30 |
250 |
490* |
Панамский канал 2015-06-30 |
341 |
619 |
|
|
|
Пусан 2016-06-30 |
280 |
470* |
Пусан 2015-06-30 |
365 |
590 |
|
|
|
Фуджайра 2016-06-30 |
255 |
520* |
Фуджайра 2015-06-30 |
331 |
730 |
* MGO LS
Все цены указаны в USD / MТ
Абсолютный рекорд цен марки Brent = $147.50 (11 июля, 2008)
Абсолютный рекорд цен марки Light crude (WTI) = $147.27 (11 июля, 2008)
Наименование продукта |
Котировки на момент закрытия 29 июня. |
Light Crude Oil (WTI) |
$49,88 |
Brent Crude Oil |
$50,61 |