1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Учет возможных климатических и гидрологических изменений необходим при оценке перспектив развития...

2 июня 2016   14:28

Учет возможных климатических и гидрологических изменений необходим при оценке перспектив развития судоходства на ВВП – Росгидромет

При проведении оценки перспектив развития судоходства на внутренних водных путях (ВВП) и при дальнейшем гидрометеорологическом обеспечении деятельности судоходства необходимо учитывать происходящие и ожидаемые изменения климатических и гидрологических условий. Такое мнение высказали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комментируя проблематику ВВП в преддверии посвященного этой проблеме Госсовета России.

Для стратегического планирования использования водных ресурсов чрезвычайно важное значение имеют долгосрочные оценки возможных изменений водных ресурсов. Такие оценки основаны на результатах расчетов по климатическим моделям.

Анализ расчетных данных по стоку, полученных по 24 гидродинамическим климатическим моделям CMIP-5 применительно к территории России показал, что в отношении годового стока модели дают реалистичные результаты. Критерием, при этом, являлось соответствие смоделированных и фактических слоев годового стока для крупнейших рек страны за 1981-2000 гг. Это дало возможность оценить возможные в перспективе изменения водных ресурсов на территории страны по отношению к оценкам, полученным для базового периода, за исключением южной и юго-западной частей ЕТР, водные ресурсы будут больше, чем за базовый период.

«В целом, можно сделать вывод, что в обозримой перспективе ежегодно возобновляемые водные ресурсы страны будут больше, чем за период инструментальных наблюдений. Однако, в результате климатических изменений водообеспеченность ряда южных регионов ЕТР, которая уже в настоящее время является низкой, может стать катастрофически низкой, что необходимо учитывать при разработке планов развития судоходства и водохозяйственных планов и мероприятий, направленных на гарантированное водообеспечение населения и отраслей экономики», - поясняют в Росгидромете.

Среди наиболее вероятных положительных эффектов:сокращение периода ледостава на водных объектах и, соответственно, увеличение продолжительности навигационного периода; увеличение водных ресурсов в бассейнах рек Северного Ледовитого океана, в особенности рек северо-восточной части Сибири.

Наиболее вероятные негативные последствия: увеличение межгодовой изменчивости стока и вероятности длительных маловодных периодов. В течение маловодных периодов, аналогичных наблюдаемым сейчас в бассейнах Байкала и Дона, работа водного транспорта будет существенно осложнена; снижение водных ресурсов рек юго-западной части ЕТР (бассейн Дона) и южной части Западной Сибири.

При этом задачей Росгидромета является уточнение параметров гидрологического режима в бассейнах судоходных рек в условиях изменения климата на перспективу до середины настоящего столетия.

При планировании развития водного транспорта необходимо иметь в виду, что на незарегулированных участках рек величины нормируемых судоходных глубин на перекатах определяются в зависимости от вероятностных характеристик уровней воды в навигационный период, определяемых по данным многолетних наблюдений за уровнями и отметок гребней перекатов. Соответствующие расчеты по внутренним водным путям были выполнены в основном на рубеже 1980-1990 гг. и ранее. За последние 25-35 лет гидрологические и судоходные характеристики в бассейнах рек существенно изменились, как в результате естественной изменчивости, в том числе климатических воздействий, так и под влиянием различных факторов хозяйственной деятельности. Учитывая вышеизложенное, вопрос нормирования проектных уровней является ключевым при реализации стратегии по восстановлению габаритов водных путей.


Новости от 1 февраля 2025 г.

31 января 2025