В ВМФ России до конца 2016 года будет завершена программа ремонта и модернизации четырех автономных подводных поисково-спасательных аппаратов «Приз» проекта 1855, заявил в ходе проводимой в научно-исследовательском институте спасания и подводных технологий (г. Ломоносов) конференции по поисково-спасательному обеспечению ВМФ начальник Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны России.
По его словам, три подводных аппарата «Приз», после проведения среднего ремонта и модернизации, уже эксплуатируются на флотах («АС-28» входит в состав поисково-спасательных сил Черноморского флота, «АС-26» — Балтийского флота, «АС-30» Тихоокеанского флота)».
В настоящее время на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге готовится к испытаниям после проведения модернизации глубоководный автономный поисково-спасательный аппарат «Приз» «АС-34», который поступит на вооружение службы поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота.
В результате проведенной модернизации на все подводные аппараты «Приз», имеющие титановый корпус, установлены новые системы позиционирования, гидроакустического поиска и телевизионного контроля, а также современные системы жизнеобеспечения, что позволяет существенно повысить эффективность поисково-спасательных работ.
Техническое сопровождение модернизации подводных аппаратов «Приз» на всех этапах осуществляет центральное проектно-конструкторское бюро «Лазурит».
В 2017 году планируется начать работы по модернизации глубоководного поисково-спасательного аппарата «Бестер», который эксплуатируется службой поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота. Второй аппарат этого проекта «Бестер-1» доставлен на Тихоокеанский флот.
Наряду с обитаемыми подводными аппаратами применяются также необитаемые поисково-спасательные подводные аппараты, которые позволяют производить работы без малейшего риска для водолазов и спасателей. Это, в частности, аэромобильные комплексы «Пантера плюс» и подводные системы «Марлин», которые можно применять с любого судна-носителя.
Говоря о подготовке спасателей, капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов сообщил, что в конце мая - начале июня начнет межфлотский переход на Тихоокеанский флот новейшее спасательное судно «Игорь Белоусов», которое в настоящее время сдает курсовые задачи на Балтике. По прибытии в пункт назначения на нем будет проведено учение с применением всех имеющихся в арсенале поисково-спасательных средств, в том числе и глубоководных поисково-спасательных аппаратов.
Согласно плану боевой подготовки учения сил поисково-спасательного обеспечения проходят на каждом флоте ежеквартально, что позволяет поддерживать готовность и профессионализм спасателей на должном уровне. Тренировки и занятия по борьбе за живучесть постоянно проводятся в образовательных заведениях ВМФ, учебных центрах по подготовке экипажей подводных лодок и надводных кораблей.
По информации капитана 1 ранга Дамира Шайхутдинова, сейчас идет активная подготовка флотских спасателей к международному конкурсу «Глубина», который состоится в Севастополе.
Подводные аппараты проекта 1855 «Приз» построены на заводе «Красное Сормово» по проекту Нижегородского ЦКБ «Лазурит». Технические характеристики: длина - 13,5 м, ширина – 3,8 м, высота - 5,7 м, водоизмещение – 55 куб. м. Рабочая глубина погружения – до 1000 м. Экипаж из трех-четырех человек может принять на борт до 20 спасенных. Автономность жизнеобеспечения аппарата - 120 часов, со спасенными - 10 часов.