Федеральные инвестиции в порт Сабетта (Ямал) не окупятся за счет только взимания портовых сборов. Как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе заседания Экспертного совета при Коллегии Росморречфлота сообщил представитель компании Sweco Soyuz Engineering, проводившей технологический и ценовой аудит проекта, Юрий Степанов. По его словам, необходимо выполнить расчет эффективности государственных инвестиций в объекты федеральной собственности порта Сабетта в комплексе с освоением Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и строительством завода по сжижению природного газа. В то же время выручка от деятельности порта, по словам Юрия Степанова, полностью покроет его операционные расходы.
В целом аудит не выявил возможностей для существенной оптимизации проекта. По мнению аудиторов, при этом возможно пересмотреть площади некоторых административных зданий в порту в сторону их сокращения, а также оптимизировать длину замковых соединений шпунтов без снижения их надежности путем удаления замков на половине глубины погружения шпунта при строительстве юго-восточных и северо-западных ледозащитных сооружений.
Аудиторы также пришли к выводу, что проект выполнен в соответствии с требованиями нормативной документации России и на современном уровне, а стоимость строительства порта соответствует уровням затрат аналогичных проектов строительства с нуля терминалов СПГ. Удельная стоимость строительства порта составляет $122 на тонну СПГ при цене на доллар в 38 руб. (на 2014 год), а с учетом произошедшей с тех пор девальвации еще меньше. При этом аналогичные проекты в Австралии оцениваются в $124-$142 за тонну СПГ.
Сметная стоимость строительства порта Сабетта составляет 102,96 млрд руб. с НДС, из которых 69,4 млрд руб. финансируется из федерального бюджета. По данным Sweco Soyuz Engineering, к настоящему времени заключено госконтрактов на общую сумму в 66,5 млрд руб., профинансировано 36,1 млрд руб., из которых освоено 28,2 млрд руб.
Напомним, порт Сабетта строится в рамках проекта «Ямал СПГ» и предназначен для экспортных отгрузок сжиженного природного газа. Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство трех линий сжижения природного газа по 5,5 млн тонн каждая, которые будут вводиться поочередно в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Общая мощность завода составит 16,5 млн тонн в год. Впоследствии планируется строительство второго завода суммарной мощностью 16,5 млн тонн.