Владивостокская таможня провела рабочее совещание с участниками внешне-экономической деятельности (ВЭД), на котором обсуждались актуальные вопросы оформления товаров во Владивостокском морском торговом порту. Как сообщает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления, в частности, рассматривались проблемные вопросы взаимодействия отдельных подразделений организаций, функционирующих в морском порту Владивосток, препятствующих сокращению времени нахождения товаров в морском порту.
Начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Алексей Кузьмин привел собравшимся основные показатели деятельности Владивостокской таможни в 2015 году, сравнив их с аналогичным периодом предыдущего года. Он отметил недопустимо высокие сроки нахождения контейнеров в морском порту. В соответствии с «дорожной картой» в 2015 году срок нахождения товаров под таможенным контролем не должен превышать шесть дней, в то время как в порту Владивосток этот срок составляет более восьми дней, что делает его неконкурентоспособным по сравнению с морскими терминалами, где товары обрабатываются без задержек. Основными причинами столь длительного нахождения товаров в порту являются задержки в подготовке деклараций на товары. В среднем в 2015 году срок подготовки декларантами пакета документов для предоставления в таможню превысил пять дней.
В свою очередь, таможенный орган выпускает товары, в среднем, в течение трех дней с момента предоставления декларантом таможенной декларации. Таможня планомерно работает над сокращением сроков выпуска товаров. Так, в 4 квартале 2015 года приняты действенные меры по сокращению количества отозванных декларантом деклараций на товары и отказанных в выпуске товаров. Ведется планомерная работа по повышению качества и оперативности принимаемых таможенным органом решений.
По мнению Кузьмина, сроки прохождения контейнеров могли быть сокращены и при более активном применении предварительного декларирования. Алексей Валентинович отметил, что, несмотря на предпринимаемые таможней меры по популяризации предварительного декларирования, доля предварительных деклараций составляет 5% от общего количества.
В 2015 году на уровне Дальневосточного таможенного управления и таможни устранены технические проблемы, снижающие привлекательность технологии. Применение в 2016 году декларантами технологий предварительного декларирования может вывести морской порт Владивосток на более высокие показатели по сравнению с другими морскими портами, имеющими схожий товарооборот, и выполнить требования Дорожной карты.
С информацией о проведении эксперимента по совершению таможенных операций при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме выступил начальник отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста Морской порт Владивосток Виталий Васильев. Он отметил, что на данный момент в рамках эксперимента выпущено две транзитных декларации в электронном виде. Обработка и выпуск этих деклараций позволили таможенному органу отработать порядок принятия решений по электронным транзитным декларациям. Технические проблемы оперативно устраняются специалистами информационно-технической службы. Технология электронного транзита приобретает отчетливые практические формы и уже на нынешнем этапе может значительно сократить не только время выпуска товаров, но и внутренние ресурсы декларанта. В завершение своего выступления Виталий Геннадьевич предложил участникам совещания оценить преимущества декларирования транзитных товаров в электронной форме и активизировать подачу таких деклараций.
О проведении опытной эксплуатации комплекса программных средств портал «Морской порт» рассказал Алексей Кузьмин. Он проинформировал собравшихся о текущем состоянии и перспективах межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля в морском порту с использованием комплекса программных средств портала «Морской порт» на объектах пилотной зоны. Работа портала позволяет обеспечить непрерывность логистического процесса в морском порту и оптимизировать совершение операций, что ведет, в первую очередь, к однократному предоставлению информации при прибытии товаров на портал с дальнейшим доступом к такой информации всех заинтересованных лиц. К ним относятся государственные контрольные органы в пункте пропуска, перевозчики, стивидоры, службы капитана порта. Вторым неоспоримым плюсом работы через портал «Морской порт» является возможность отказаться от бумажных носителей документов, и как следствие, сократить время, необходимое для перемещения документов от одной службы к другой.
Анализ электронных документов, размещенных на портале, позволяет принимать целый ряд предварительных решений, которые при прибытии товаров и отсутствии расхождений в данных, станут окончательными решениями.
Таможенный орган получит возможность заблаговременно информировать перевозчика об отсутствии тех или иных документов, необходимых для принятия решения о пропуске товаров, что позволит заинтересованному лицу к прибытию товаров устранить недочеты.
Таким образом, информация о товаре, ее проверка опередят прибытие товаров. В итоге, при качественном и полном предоставлении предварительной информации, сроки совершения таможенных операций при прибытии значительно сократятся.
Завершая обсуждение этого вопроса, первый заместитель начальника таможни Константин Герасимов подчеркнул, что схема предварительного информирования себя оправдала на автомобильном и железнодорожном транспорте, поэтому осталось сделать шаг участникам ВЭД, чтобы заполнить эту нишу на морском транспорте. «Опробовав эту технологию»,- отметил он, «вы сможете предоставить нам краткую информацию о товаре, которая уже на этапе прибытия даст возможность отсечь на основании системы управления рисками те группы, которым мы можем предоставить «зеленый коридор», от тех, к которым есть вопросы. Это значительно ускорит время на таможенные формальности».