Заявленная нефтегазовыми компаниями потребность в судах и морской технике для добычи и транспортировки углеводородов на шельфовых месторождениях до 2030 года составляет 237 единиц, из них 36 относятся к крупнотоннажному судостроению, заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров 18 декабря 2015 года на совместном заседании правкомиссий по импортозамещению и по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, проходящему во Владивостоке. Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ.
Он отметил, что Минпромторг совместно с Минэнерго и крупнейшими нефтегазовыми компаниями определили требования к судам и морской технике для шельфовых месторождений. «В настоящее время компетенциями по строительству такой техники обладают в России 12 предприятий, 8 из которых входят в состав ОСК. Соответственно, четыре компании – три независимые и четвертая, «Звезда», с государственным участием», - сказал Мантуров.
По его словам, для обеспечения транспортной доступности шельфовых месторождений совместно с Минтрансом, «Совкомфлотом» и «Росатомом» определена потребность в ледокольном флоте. Предприятия отрасли уже выполняют заказы по строительству четырех дизель-электрических ледоколов, а также трёх новых универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, которые будут сдаваться в 2018, 2019 и 2020 годах. Кроме того, принято решение о продлении этой серии еще на два ледокола, и начато проектирование уникального ледокола мощностью порядка 110 МВт для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
«Что касается обеспечения закупок морской техники, мы включили в соответствующие требования разработанные с другими ведомствами нормативные акты с учетом механизма, предусмотренного 249-м федеральным законом», - отметил министр.
Правительственная комиссия по импортозамещению, в рамках исполнения поручения президента РФ в части удовлетворения потребностей компаний ТЭКа в морской технике, подготовила порядок согласования и размещения заказов на строительство судов и платформ, в соответствии с которым Минпромторг на основе заявок нефтегазовых компаний формирует и два раза в год актуализирует первичный план потребностей, учитывающий технические параметры и сроки размещения заказов, сообщил Денис Мантуров. «В течение 14 дней министерство оценивает готовность российских подрядчиков выполнить эти заказы в заданные сроки и организует согласительные мероприятия по унификации и серийности самих заказов», - сказал он.
В случае отсутствия возможности реализации заказов на отечественных верфях будем предлагать включение офсетных условий в контракт с иностранными исполнителями.
По результатам экспертизы Минпромторг формирует план размещения заказов, который выносится на подтверждение комиссии. В соответствии с этим планом нефтегазовые компании на ежеквартальной основе представляют информацию о фактическом размещении судостроительных заказов, на основе которой ведется реестр их реализации. «Таким образом, мы сможем контролировать ход исполнения плана, а при возникновении каких-либо проблем будем их рассматривать на ежеквартальных заседаниях» правительственной комиссии.
Проект порядка согласовывался с заинтересованными ведомствами. Денис Мантуров предложил принять этот порядок за основу и учесть в разрабатываемом Минэкономразвития общем регламенте работы правительственной комиссии по импортозамещению.