Нисходящая колебательная динамика цен на бункерное топливо будет продолжена на следующей неделе. Такой прогноз ИАА «ПортНьюс» предоставлен MarineBunkerExchange (MABUX).
Общая динамика мирового топливного рынка на текущей неделе не претерпела сущест-венных изменений: состояние фундаментальных факторов «спрос-предложение» находится на прежнем уровне, и существенный избыток предложения удерживает котировки на минимальных значениях. В результате цены продолжали колебательные изменения при общем скольжении вниз.
Показатели Мирового бункерного индекса MABUX, рассчитываемого из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, в период с 05 по 12 но-ября также демонстрировали нисходящую колебательную динамику:
380 HSFO - снижение с 222,14 до 209.79 USD/MT (-12,35)
180 HSFO - снижение с 249,36 до 237.57 USD/MT (-11,79)
MGO - снижение с 508,93 до 501.29 USD/MT (-7,64)
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своей аналитике не исключило про-должительного периода (вплоть до конца десятилетия) низких цен на нефть. При этом оптимальным видится уровень 50 долларов США за баррель. Вместе с тем, отмечается, что тренды котировок могут быть сбалансированы сохранением высокого уровня потребления, главным образом, за счет транспортного сектора, и готовностью и способностью ряда производителей нефти увеличить либо сократить добычу.
Коммерческие запасы нефти в США продолжают демонстрировать рост - седьмую неделю подряд. Кроме того, запасы нефти на крупнейшем в США нефтехранилище в Кушинг также выросли на 1,8 млн баррелей. Рост запасов усиливает опасения по поводу перенасы-щенности рынка сырьем и двигает котировки вниз.
Одновременно, нефтегазовая сервисная компании BakerHughes проинформировала, что число буровых установок по добыче нефти и газа по всему миру сократилось в октябре 2015 года еще на 85 единиц в месячном выражении, или на 4%, - до 2086 установки. В годовом выражении количество установок упало на 1571 единиц, или на 43%. В США ко-личество нефтяных буровых установок также продолжает снижаться - на 6 до 572 единиц по итогам прошлой недели. Однако сокращение буровой активности пока не оказывает существенного влияния на общее состояние рынка, где излишек поставляемого продукта по-прежнему оценивается в 1 млн. баррелей в день.
Однако в условиях ценовой войны на мировом топливном рынке ожидается, что добыча сланцевой нефти на месторождениях крупнейших нефтегазодобывающих регионов США в декабре может снизиться по сравнению с ноябрём на 118 тысяч баррелей в день, до 4,95 миллиона баррелей в сутки. Общий спад обусловлен падением добычи почти во всех крупных штатах, причем этот тренд приобретает тенденцию к усилению. В среднесрочной перспективе это может несколько приостановить нисходящее скольжение топливных цен.
Вместе с тем, повышение процентной ставки ФРС США, учитывая приближение показателей занятости и инфляции в стране к максимальным уровням, видится логичным следующим шагом. Очередное заседание комитета по открытым рынкам ФРС состоится 15-16 декабря. В любом случае, решение ФРС о повышении ставки неминуемо укрепит доллар, сформировав драйвер для продолжения котировками дальнейшего снижения.
Нисходящий тренд также поддерживается и слабой макроэкономической статистикой из Китая. Темпы промышленного производства показывают очередное замедление, усиливая опасения по поводу спроса на энергоносители и двигая тем самым котировки вниз. Пока-затель годового роста по итогам октября составил 5,6% против прогнозов в 5,8% и сен-тябрьского показателя в 5,7%. При этом даются достаточно противоречивые прогнозы по состоянию спроса в стране на нефть: от роста на 0,9% по итогам октября по сравнению с тем же периодом прошлого года до продолжения поступательного снижения.
Объем импорта нефти в Китай в октябре сократился до 6,23 млн баррелей в день (снижение на 8,8 процента), а годовой прирост составил 9,4%. Основным фактором поддержки достаточно высоких уровней импорта нефти стало создание в Китае новых хранилищ, принадлежащих частным компаниям, которые получили доступ к импортным потокам на-ряду с государственными корпорациями. Предполагается, что низкие цены на нефть и дальнейшая накопительная активность в КНР смогут в той или иной мере поддержать им-порт нефти на высоком уровне в следующие пять лет даже в условиях замедления темпов экономического роста.
Руководство Европейского центрального банка склоняется к дальнейшему снижению де-позитной ставки на декабрьском заседании. Этот шаг, по мнению ЕЦБ, позволит ослабить единую европейскую валюту и, как следствие, повысить инфляцию. Кроме того, рассмат-ривается возможность изменения программы скупки активов, объем которой сейчас со-ставляет 60 млрд евро в месяц. Одним из результатов таких действий еврорегулятора может стать опять-таки дальнейшее укрепление доллара.
ОПЕК, со своей стороны, прогнозирует небольшое снижение добычи нефти до 2019 года. Согласно прогнозам, среднегодовая цена нефтяной "корзины" картеля в этом году составит 55 долларов за баррель и будет расти на 5 долларов в год до 80 долларов за баррель к 2020 году. На сегодняшний день ОПЕК по-прежнему продолжает превышать собственную квоту в 30 миллионов баррелей в день для защиты своей доли на мировом нефтяном рынке – в сентябре добыча составила 31,57 миллиона баррелей в день.
По мнению ОПЕК, именно страны, не входящие в картель, должны в итоге пойти на сни-жение поставок нефти, а одним из способов поддержания топливных котировок называется сокращение вложений в отрасль на порядка 130 миллиардов долларов.
При этом сам картель не только не собирается снижать свою долю на рынке ниже 40%, а и планирует пересмотреть свои целевые показатели добычи нефти в связи с тем, что в организацию вновь возвращается Индонезия (станет 13-м членом). Предполагается, что об этом будет официально объявлено 4 декабря на очередном заседании ОПЕК в Вене. Индонезия прекратила свое членство в 2009 года после того, как стала нефтяным импор-тером. В 2014 года страна добывала 852 тыс. баррелей в день, но импортировала почти в два раза больше.
Таким образом, ожидания возможной консолидации котировок у уже достигнутых значений пока не имеют реальных шансов для реализации. Мы полагаем, что вялая нисходящая колебательная динамика цен на бункерное топливо будет продолжена на следующей неделе.
Наименование продукта и порт |
380 cSt HSFO |
MGO/ MGO LS |
|
|
|
Роттердам 2015-11-12 |
202 |
403* |
Роттердам2014-11-12 |
437 |
715 |
|
|
|
Гибралтар 2015-11-12 |
220 |
458* |
Гибралтар 2014-11-12 |
472 |
785 |
|
|
|
Панамский канал 2015-11-12 |
224 |
505* |
Панамский канал 2014-11-12 |
449 |
890 |
|
|
|
Пусан 2015-11-12 |
260 |
465* |
Пусан 2014-11-12 |
498 |
745 |
|
|
|
Фуджайра 2015-11-12 |
230 |
617* |
Фуджайра 2014-11-12 |
470 |
915 |
* MGOLS
Все цены указаны в USD / MТ
Абсолютный рекорд цен маркиBrent= $147.50 (11 июля, 2008)
АбсолютныйрекордценмаркиLightcrude (WTI)= $147.27 (11 июля, 2008)
Наименование продукта |
Котировки на момент закрытия 11ноября |
Light Crude Oil (WTI) |
$42,93 |
Brent Crude Oil |
$45,81 |