Специалисты ФГУП «Крыловского государственного научного центра» (КГНЦ) по заказу ООО «Газпром нефть Новый Порт» разработали компьютерную имитационную модель системы морской транспортировки нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (полуостров Ямал). Об этом сообщает пресс-служба КГНЦ.
Отмечается, что большую часть года движение судов происходит по 500-километровому ледовому каналу в неподвижном припайном льду Обской губы с толщиной более 2 м. Открытую часть Карского моря в некоторые месяцы практически полностью покрывают дрейфующие льды.
Цель исследования состояла в определении расходов на перевозку нефти в разных ледовых условиях в соответствии с планом наращивания поставок. Также определялся один из ключевых параметров - объем берегового хранилища, достаточный в ледовых условиях разной степени тяжести. «Перелив» хранилища должен быть исключен.
«Для решения этой задачи с учетом такого нестационарного фактора как лед была применена технология имитационного моделирования», - пояснили в Крыловском центре.
Созданное программное решение объединяет под единым интерфейсом модули судостроительных расчетов, ГИС-среду и логистическую имитационную модель, построенную в AnyLogic. Имитационная модель воспроизводит динамику наполнения берегового хранилища, логику движения и взаимодействия судов в «вероятностных» погодных условиях и с учетом смерзания ледового канала.
«Мы одними из первых в России применили современное агентное имитационное моделирование для исследования работы арктического флота. Безусловно, некоторые задачи можно решить, используя модели других типов или эмпирические оценки, но ряд ответов можно получить только с помощью агентного имитационного моделирования. Такой подход позволяет учитывать не только время-зависимые и вероятностные факторы, но и логику взаимодействия судов. Например, корректное определение вместимости берегового хранилища возможно только с помощью имитационной модели», - рассказал научный сотрудник Крыловского ГНЦ Олег Таровик.
По результатам моделирования было установлено, что требуемое число ледовых каналов в припае составит от 4-х до 7-ми в зависимости от тяжести ледовых условий. Исследования также позволили определить, что в легких, средних и тяжелых ледовых условиях при грузопотоке 6 млн тонн достаточен объем берегового хранилища в 200 тыс. куб. м. Привлечение ледокола необходимо только в тяжелые зимы, а в легких и средних ледовых условиях танкеры могут двигаться самостоятельно.
Помимо проекта «Новый Порт» в Крыловском ГНЦ выполнили еще ряд проектов по исследованию работы судов и ледоколов с использованием технологии имитационного моделирования.
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - крупнейшая комплексная научная организация России по кораблестроению, судостроению и морской технике, обеспечивающая проектирование и строительство военно-морского и гражданского флота России и морских сооружений для разведки и добычи полезных ископаемых на морском шельфе. Центр осуществляет научно-техническую деятельность в области гидродинамики, энергетики, акустики, в сфере проектирования кораблей и судов.
Новопортовское – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений полуострова Ямал. Оно расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры. Извлекаемые запасы Новопортовского месторождения по категории C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд куб. м газа (с учетом палеозойских отложений). В 2014 году «Газпром нефть Новый Порт» выполнил программу бурения в рамках опытно-промышленной эксплуатации месторождения, и приступил к эксплуатационному бурению.
На данный момент общий объем добычи углеводородов на Новопортовском месторождении (с начала разработки в 2012 году) превысил 500 тыс. тонн нефти.
Интервью с генеральным директором ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Владимиром Никитиным читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>