Для решения актуальных проблем российского гражданского флота необходим комплекс мер, включающий, прежде всего, унификацию проектов судов и средств освоения шельфа, выход на серийное строительство и стимулирование иностранных изготовителей к локализации производства на территории России. Об этом говорилось в докладе президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова на конференции в рамках 12-й Международной выставки по освоению ресурсов нефти и газаРоссийской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore 2015).
В частности, Рахманов подчеркнул, что в настоящий момент в России сложилась разбалансированная ситуация с привлечением иностранных и отечественных судов для строительства геологоразведочных и эксплуатационных скважин. Соотношение составляет примерно 2 к 1 соответственно. При этом не более 30% из привлекаемых судов и буровых установок под российским флагом являются судами отечественной постройки и, к тому же, эксплуатируются еще со времен СССР.
Рахманов считает, что доля использования отечественных судов на добывающих проектах еще больше уменьшится в связи с тем, весь флот российских судовладельцев уже задействован в текущих проектах, а новые суда просто не строятся.
По мнению главы ОСК, вектором движения к исправлению сложившейся ситуации должен стать переход к эксплуатации унифицированной линейки судов и плавтехсредств. Унификация позволит минимизировать затраты по корпусным и достроечным работам, сократить сроки строительства и удовлетворить любые требования заказчиков путем создания необходимых модификаций с различным дополнительным оборудованием.
Рахманов отметил, что в настоящее время «серийность» у российских заказчиков в подавляющем большинстве случаев не превышает одну-две единицы, при этом приоритет отдается новым проектам. Последнее только увеличивает трудозатраты и ведет к росту стоимости, прежде всего, за счет разработки новых проектов, рабочей конструкторской документации, изготовления нового комплекта судостроительной оснастки.
Кроме того, строительство «головного» заказа всегда сопровождается дополнительными затратами, связанными с исправлением неизбежных конструктивных недочетов. В итоге, коэффициент серийности по трудоемкости для головного судна может достигать 1,7.
Помимо унификации проектов судов и морской техники с последующим выходом на крупные серии, Рахманов сделал акцент на стимулировании иностранных изготовителей к локализации производства на территории России.
К инструментам стимулирования, по его мнению, относятся: установление «правил локализации», создание универсального «мейкерс-листа» (согласованный с крупнейшими судовладельцами перечень оборудования и поставщиков), развитие лизинговых программ, выдача госгарантий под строительство судов и морской техники для шельфа, госфинансированиеразработки и создания опытных образцов и другие инструменты.
Рахманов констатировал, что ОСК уже ведет работу по реализации указанных мер и проведению в жизнь предлагаемых решений. Так, осуществляется реконструкция верфей, отбираются оптимальные проекты под унификацию, проводятся консультации с курирующими ведомствами и потенциальными заказчиками, прорабатываются финансовые инструменты.
Объединенная судостроительная корпорация – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 60 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.