II Международный форум «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы» состоялся в Санкт-Петербург 11 сентября 2015 года. Организаторами мероприятия выступили журнал «РЖД-Партнер» и компания «Бизнес Диалог». В работе форума приняли участие более 80 экспертов транспортной отрасли, представителей бизнеса, чиновников. Об этом сообщает оргкомитет мероприятия.
Участники мероприятия обсуждали стратегии экологически ориентированного роста, использование механизмов регулирования и рыночных инструментов для охраны окружающей среды, а также те конкурентные преимущества, которые зеленая логистика дает отечественным компаниям на международном рынке.
Работа форума началась с пленарного заседания, прошедшего под слоганом «Экологичные технологии как будущее мирового рынка». Темы докладов отражали усилия участников форума по внедрению зеленых технологий в бизнесе и развитию законодательства в сфере экологии.
Главный инженер Октябрьской железной дороги Валерий Танаев в своем выступлении рассказал о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, проводимых ОАО «РЖД» на полигоне дороги. При этом основные экологические преимущества железнодорожных перевозок обеспечиваются расширением применения электрической тяги. Например, сегодня ОАО «РЖД» более 85% грузов перевозит с использованием электровозов, что приводит к снижению загрязнения воздуха углекислым газом по сравнению с автотранспортом. «Рост доли железнодорожных перевозок на 1% позволяет только в Северо-Западном округе снизить потребление топлива на 15 тыс. тонн в год, уменьшить выбросы CO2 на 13,9 тыс. тонн в год и сократить количество большегрузных автомобилей на 47 тыс. машин в год», – отметил Танаев.
Так, в 2016 году один из напряженных участков движения дороги Гатчина – порт Усть-Луга будет полностью переведен на электрическую тягу. При этом уже сегодня доставка тяжеловесных поездов весом до 9000 тонн из Западной Сибири в Усть-Лугу по энергосберегающим ниткам графика позволяет достичь экономии 10–15%. Еще одним направлением зеленых технологий стала активизация перехода на безбумажный документооборот с использованием электронных накладных.
Подводя итоги пленарного заседания, участники форума подчеркнули, что правительству РФ и в регионах необходимы законодательные рычаги для контроля за деятельностью крупных промышленных компаний Санкт-Петербурга. А также инструменты финансовых поощрений и преференций для поддержки тех компаний, которые добровольно внедряют экологические стандарты производства.
Большой интерес вызвало выступление старшего вице-президента VR Group по связям с общественностью и окружающей среде Отто Лехтипуу. Он рассказал о системе организации бизнеса в транспортной группе, в которой традиционно значительное внимание уделяется экологическим программам и усилиям по снижению воздействия транспорта на окружающую среду. Сегодня в железнодорожном подразделении VR Group используется 9 тыс. вагонов, многие из которых требуют замены. «Компания собирается сократить парк вагонов, а оставшимися перевозить большие объемы грузов. Для этого планируется увеличить вместимость вагонов с 20,5 до 25 кт. Эти меры, в частности, помогут нам в рамках программы по повышению энергоэффективности и снижению воздействия на окружающую среду», – рассказал он.
Форум проходил при поддержке Международного союза железных дорог (UIC), Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), ОАО «Российские железные дороги», Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA), комитета по транспорту (администрация Санкт-Петербурга) и комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (администрация Санкт-Петербурга).
Организаторы выразили благодарность информационным спонсорам, в числе которых ИАА «ПортНьюс».