1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. В состав российского речного флота в XXI веке вошли более 2500 судов и катеров

28 мая 2015   14:14

В состав российского речного флота в XXI веке вошли более 2500 судов и катеров

Морское Инженерное Бюро (МИБ) провело анализ пополнения флота водного транспорта России в XXI веке. Как сообщает пресс-служба МИБ, по состоянию на середину марта 2015 года российским флотом было получено более 2500 судов и катеров.

Исследование проводилось по всем составляющим - смешанного река-море плавания и речные грузовые самоходные суда (309 ед.); несамоходные баржи (226 ед.); толкачи и буксиры (50 ед.), круизные, прогулочные, пассажирские суда и паромы местных линий (170 ед.), обстановочники, спасательные и пожарные суда, экологические суда (всего по техфлоту и вспомогательным судам более 100 единиц), катера различного назначения.

МИБ отмечает положительную роль принятого в 2011 году федерального закона о мерах по поддержке судостроения и судоходства («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», ФЗ-305)на динамику нового судостроения. Кроме того, существенное влияние на заказы в речном судостроении оказывают общеэкономические, погодные факторы и соседние транспортные отрасли (железная дорога, автомобильный транспорт, трубопроводный транспорт).

Отечественный водный транспорт в 1980 году имел 48000 судов со средним возрастом 14,9 лет, в 1990 году, как результат перестройки - 44654 судна и18,9 лет, в 2000 году - 32334 судна и 24,5 года, в марте 2015 года - 22740 судов и 33,2 года. Фактически за 35 лет судов стало в два раза меньше, а средний возраст вырос практически в два раза. При этом списание (в 2000-хгодах) достигало до 800-1000 судов в год.

Однако стремительная деградация флота была остановлена, отмечает пресс-служба МИБ. Уже три года подряд количество судов не уменьшается и средний возраст не растет: 2012 год - 22440 ед. и 33,3 года; 2013 год - 22462 и 33,27 лет, 2014 год - 22678 и33,26 лет. Происходит это, в основном, за счет нового судостроения. В XXI веке было получено, 2541 судов и катеров всех типов, в том числе и тех, которые раньше регистрировались в ГИМС. В среднем сдавалось около 180 заказов ежегодно.

Вместе с тем, крупных судов было построено заметно меньше. За 15 лет нового века по состоянию на 15 мая 2015 года в России получено 309 грузовых самоходных судов. Среди них 301 ограниченного морского и смешанного море-река и 8 внутреннего плавания судов, в том числе 162 танкера, 12 танкеров-бункеровщиков, 3 комбинированных судна и 132 сухогруза.

Помимо строительства крупнотоннажного самоходного грузового флота, после 2000 годов в России осуществлялись поставки и других транспортных судов - 226 барж и 50 толкачей и буксиров, причем в значительной части для восточных бассейнов.

В XXI веке водный транспорт России получил около 200 пассажирских судов, паромов и разъездных судов. Среди построенных - 170 пассажирских судов ,115 (68%) прогулочных, в основном для Санкт-Петербурга, 5 круизных пассажирских («Александр Грин», «Русь Великая» и три типа «Сура»), 20 для местных линий (16 для Сибири, 2 для Архангельска), 30 самоходных и несамоходных грузопассажирских паромов (16 для Восточных бассейнов, 4 для Севера европейской части).

Таким образом, для обеспечения коммуникационных задач, в основном, восточных и северных регионов построили 20 пассажирских судов, 30 паромов и 18 накатных барж с аппарелями, которые также часто используют на переправах.

Речной вспомогательный и технический флот также строится. На 15 мая 2015 года сдано 71 обстановочное, 20 водолазных, пожарных и спасательных, 3 экологических судна, 1 речной ледокол и другие суда (всего около 100 ед.ц). Более половины судов построено по заказам подведомственной Росморречфлоту ФКУ «Речводпуть». А всего ФЦП «Развитие транспортной системы России» предполагает строительство около 400 вспомогательных судов для реки.

Также было построено более 300 катеров различного назначения.

Основными заводами, которые обеспечивали поставки новых грузовых самоходных судов смешанного река-море и ограниченных морских районов, были нижегородский завод «Красное Сормово» - 87 судов, навашинская «Окская судоверфь» - 36 судов, Волгоградский судостроительный завод - 33 судна, петрозаводский «Онежский завод» - 18 судов, а также Херсонский судостроительный завод - 16 судов и николаевский завод «Океан» - 9 судов.

По данным Росморречфлота, общий объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2012 году составил 142,1 млн тонн (рост на 12,2% по сравнению с 2011 годом), в 2013 году - 136,9 млн тонн (24% от уровня 1988 года), в 2014 году - 124,5 млн тонн (21% от уровня 1988 года).

Последние новости

30 марта 2025

29 марта 2025

28 марта 2025

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31