На следующей неделе продолжится разнонаправленное колебание цен на бункерное топливо. Такой прогноз ИАА «ПортНьюс» предоставлен MarineBunkerExchange (MABUX).
По итогам текущей недели существенных изменений в состоянии фундаментальных факторов соотношения спроса и предложения не произошло: топливный рынок находился в стадии ожидания формирования устойчивых трендов, а индексы продолжили показывать коррекционные колебания. На этом фоне значения Мирового бункерного индекса MABUX, формируемого из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, в период со 23 по 29 апреля несколько выросли, сохраняя, тем не менее, общую разнонаправленную динамику:
380 HSFO - рост c 322,43 до 329,21 USD/MT (+6,78)
180 HSFО - рост с 349,64 до 357,79 USD/MT (+8,15)
MGO - рост с 611,29 до 626,21 USD/MТ (+14,92)
Представители ЕС провели 27 апреля в Киеве встречу по украинскому вопросу на фоне того, что противоречия между Евросоюзом и Украиной продолжают нарастать. Судя по результатам саммита, ЕС пока не планирует отменять визовый режим, вводить миротворцев ЕС на территорию Восточной Украины, а также приступать к процедуре по подготовке членства Украины в ЕС, как на этом настаивает президент Украины Петр Порошенко. ”Ук-раинский фактор” сохраняет потенциал драйвера роста для топливных котировок, хотя степень его влияния на данный момент значительно нивелирована.
Макроэкономическая статистика, вышедшая в США, оказалась достаточно слабой. Данные по первичным заявкам на пособие по безработице составили 295 тыс. против 290 тыс. ожидавшихся, число повторных заявок на пособие достигло 2,325 против ожидавшихся 2,300 млн. При этом рост ВВП США составил только 0,2% против прогнозировавшегося 1% (по итогам четвертого квартала 2014 года ВВП США вырос на 2,2%). Низкие показатели американской экономики объясняются прежде всего дополнительными расходами энергетических компаний на фоне сохраняющихся низких цен на нефть.
При этом в настоящее время суммарный объем запасов нефти в коммерческих хранилищах США составляет рекордные 490 млн баррелей. Возобновление работы нефтеперерабатывающих предприятий после сезонных ремонтно-технических работ поможет сократить запасы в хранилищах, однако полностью их истощить в мае-сентябре вряд ли будет возможно.
Влияние на топливные цены также оказывает и статистика по числу действующих буровых установок в США: сокращение 20-ю неделю подряд: на 2,3%, до 932 установок (в т.ч. нефтяных буровых – на 31 единицу до 703 установок). Однако, несмотря на уменьшение объемов бурения и добычи, избыточное предложение сырья продолжает оказывать негативное влияние на рынок, а повышение эффективности добычи компенсирует сокра-щение ее масштабов.
Дополнительное давление на котировки оказывалось и слабой статистикой из Китая. Предварительный индекс менеджеров по снабжению (PMI) для производственного сектора Китая в апреле упал до годового минимума 49,2 пункта против окончательного мартовского значения 49,6 пункта (показатель ниже 50 пунктов указывает на снижение темпов экономического роста). Вышедшие несколько ранее данные по ВВП Китая в 1-м квартале также оказались ниже ожиданий: увеличение только на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако при этом темпы роста спроса на нефть в КНР достигли максимума с сентября 2014 года: на 6,5%, до 44,73 млн тонн в марте 2015 года, что может оказать некоторую поддержку топливным котировкам в ближайшей перспективе.
Потенциал драйвера сохраняет ситуация вокруг греческого долга. Встреча министров фи-нансов еврозоны оказалась нерезультативной, поскольку решение так и не было вырабо-тано, а еврозона отказалась обсуждать даже частичное выделение средств. Показательным явился тот факт, что министры финансов Словении, Словакии и Литвы выступили с предложением подготовить план "Б" на случай провала переговоров. Это может свиде-тельствовать о постепенной утрате уверенности в том, что новый договор о финансовой помощи Греции будет подписан до истечения срока действия предыдущего соглашения в конце июня.
В геополитическом плане спровоцировать рост котировок может эскалация вооруженного конфликта в Йемене, где возобновившиеся удары Саудовской авиации по позициям хуси-тов усилили опасения по поводу возможных перебоев с поставками нефти через Баб-эль-Мандебский пролив, а посол Саудовской Аравии в США не исключил ввода сухопутных войск. На данный момент объем трафика в этом районе является четвертым по загружен-ности в мире. В 2014 году здесь транспортировалось порядка 4,7 млн баррелей в сутки.
Недавний прогресс на переговорах по ядерной программе Ирана между представителями исламской республики и шестью международными посредниками усилил спекуляции по поводу возможного возвращения существенных объемы иранской нефти на мировой рынок. Однако текущая ситуация говорит о том, что это вряд ли заставит остальных членов ОПЕК сократить добычу. Плановое совещание картеля, на котором будет утверждена квота добычи на следующие полгода, состоится 5 июня в Вене.
Таким образом, для формирования устойчивого восходящего тренда цен на топливо требуется укрепление спроса и видимая реакция со стороны предложения. Однако признаков увеличения потребления пока явно недостаточно.
Наименование продукта и порт |
380 cSt HSFO |
MGO/ MGO LS |
|
|
|
Роттердам 2015-04-30 |
345 |
580* |
Роттердам2014-04-30 |
575 |
922 |
|
|
|
Гибралтар 2015-04-30 |
355 |
615* |
Гибралтар 2014-04-30 |
596 |
962 |
|
|
|
Панамский канал 2015-04-30 |
355 |
634* |
Панамский канал 2014-04-30 |
605 |
1040 |
|
|
|
Пусан 2015-04-30 |
385 |
615* |
Пусан 2014-04-30 |
607 |
942 |
|
|
|
Фуджайра 2015-04-30 |
361 |
729* |
Фуджайра 2014-04-30 |
594 |
980 |
* MGOLS
Все цены указаны в USD / MТ
Абсолютный рекорд цен маркиBrent= $147.50 (11 июля, 2008)
Абсолютный рекорд цен марки Light crude (WTI)= $147.27 (11 июля, 2008)
Наименование продукта |
Котировки на момент закрытия 29апреля |
Light Crude Oil (WTI) |
$58,58 |
Brent Crude Oil |
$65,84 |