Перегрузочный комплекс глинозема и ряд объектов «Росморпорта» в порту Мурманск планируется выставить на продажу. Как следует из материалов проекта постановления правительства России о согласовании продажи, за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения закреплены следующие объекты федерального имущества, расположенные в морском порту Мурманск: перегрузочный комплекс глинозема на причале № 17: здание АБК и встроенные производственные помещения, станция погрузки вагонов, силосный склад, склад оборудования со встроенной ТП № 4; мачта прожекторная металлическая № 32; мачта прожекторная металлическая № 33; мачта прожекторная металлическая № 34; проезды и площадки в тылу причала № 18; грузовая площадка.
Перегрузочный комплекс глинозема на причале № 17 (является объектом незавершенного строительства (степень готовности – 90%)) был передан из оперативного управления ГУ «Морская администрация порта Мурманск» в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» распоряжением Минимущества России от 26 мая 2004 г. № 1654-р. Перегрузочный комплекс предназначен для выгрузки глинозема из морских судов, кратковременного хранения груза в порту и отгрузки его в железнодорожные вагоны.
ГУ «Морская администрация порта Мурманск» приступила к строительству комплекса в 1996 года на базе оборудования, ранее закупленного за счет средств государственного бюджета, а также частных средств ряда заводов по производству алюминия. Для завершения строительства комплекса и его последующей эксплуатации в 1999 г. было создано ЗАО «Мурманский глиноземный терминал».
В отношении незавершенного строительством объекта между Минимуществом России, ГУ «Морская администрация порта Мурманск» и ЗАО «Мурманский глиноземный терминал» был заключен договор о реализации инвестиционного проекта.
Изменившаяся ситуация в алюминиевой промышленности, связанная с перераспределением грузопотоков глинозема из морского порта Мурманск в морской порт Большой порт Санкт-Петербург и морские порты Эстонии, вызвала потерю интереса инвесторов к проекту, вследствие чего условия договора не были выполнены.
Достройка и ввод объекта в эксплуатацию как за счет средств ФГУП «Росморпорт», так и частных инвестиций, малоперспективны в связи с недостаточным для проектной мощности перегрузочного комплекса грузопотоком глинозема в морском порту Мурманск и отсутствием потенциальных инвесторов.
Консервация объекта потребует значительных вложений денежных средств (до 25% стоимости строительно-монтажных работ), что с учетом изложенного экономически нецелесообразно.
Площадь земельного участка под объектом составляет 26 092 кв. м. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи. Заключен договор аренды земельного участка между ФГУП «Росморпорт» и Комитетом имущественных отношений города Мурманска.
Ежегодные расходы ФГУП «Росморпорт» на содержание объекта составляют более 170 тыс. руб.
В соответствии с положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834, решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. С учетом высокой балансовой стоимости объекта незавершенного строительства – 71 млн. руб., достаточные основания для списания имущества отсутствуют.
Таким образом, наиболее целесообразным способом распоряжения объектом представляется его продажа.
Объекты федерального имущества: склад оборудования со встроенной ТП № 4, мачты прожекторные металлические № 32-34, проезды и площадки в тылу причала № 18, грузовая площадка (общая площадь 9082 кв.м) являются непрофильными активами для ФГУП «Росморпорт». Суммарная остаточная стоимость указанных объектов на IV квартал 2014 года составила более 5 млн руб. Списание указанных объектов с балансового учета ФГУП «Росморпорт» представляется нецелесообразным. Наиболее экономически выгодным для предприятия является продажа данных объектов.
В 2014 году ФГУП «Росморпорт» была рассмотрена инвестиционная заявка ООО «Мурманский балкерный терминал» (далее – Инвестор) по реализации проекта «Реконструкция объектов третьего грузового района Мурманского морского торгового порта» (далее – Проект). Инвестор является собственником специализированного комплекса, расположенного в третьем грузовом районе морского порта Мурманск и осуществляет перевалку железорудного и апатитового концентрата. Финансирование Проекта предполагается за счет инвестора и составит 1,5 млрд руб. Реализация Проекта, в частности изменение технологии погрузо-разгрузочных работ и хранения грузов, позволит привлечь дополнительный грузопоток для перевалки на причалах № 17 и 19 в объеме 2,3 млн тонн в год. В перспективе грузовая база может быть увеличена до 4,3 млн тонн.
При реализации Проекта все указанные объекты ФГУП «Росморпорт» попадают в пятно застройки и в соответствии с проектными решениями в процессе строительно-монтажных работ будут ликвидированы.
ФГУП «Росморпорт» считает возможным согласовать данную инвестиционную заявку для реализации Проекта в случае получения согласия на продажу вышеуказанных объектов федеральной собственности.