• 13 февраля 2015 14:13

    Проект «свободного порта» во Владивостоке неоднозначен и требует длительной проработки - эксперты (фото)


    Несколько вариантов сценария  реализации идеи «свободного порта» (от радужного до негативного) сформулировали эксперты транспортной отрасли на прошедшем на днях совещании, организованном Морским госуниверситетом им. адм. Г.И. Невельского. Об этом сообщил спецкор ИАА «ПортНьюс» во Владивостоке, присутствовавший на мероприятии.

    В первую очередь эксперты признали двусмысленность ситуации, при которой государственное решение, затрагивающие судьбу целого региона России (и даже партнеров по таможенному союзу), не имеет под собой ни опубликованных экономических расчетов, ни нормативной базы. Впрочем, необходимость отдельного закона оспаривал гендиректор одной из экспедиторских компаний Евгений Гаврюшков, полагающий, что имеющихся законов достаточно, главное – их согласовать, на что профессор и действительный государственный советник РФ I класса Александр Луговец заметил, что практика бесконечных поправок – это тормоз любого проекта.

    Одним из самых дискуссионных аспектов стал выбор Владивостока в качестве объекта нового режима. Помимо того, что пропускная способность порта (6 млн тонн) и дорог на порядки уступают возможностям, например, порта Восточного, вопрос о будущем города до сих пор не имеет однозначного представления. Большая часть экспертов сходятся в том, что гораздо предпочтительнее развивать город не как транспортно-индустриальный центр, жертвуя комфортом и эстетикой в пользу логистики, а как туристический, культурный, научный и экологически привлекательный полис.      

    Между тем, проанализировав опыт режима порто-франко, действовавший 100 лет назад в Одессе и во Владивостоке, ученые сошлись во мнении, что повторение данной схемы сегодня не выгодно ни государству, ни населению региона. Профессор Дальневосточной таможенной академии Наталья Беляева отметила, что страна, чей бюджет на половину состоит из таможенных платежей, вряд ли готова к освобождению от сборов на восточном направлении, тем не менее, некоторые формы исторического порто-франко, такие как «Манчжурский порт» во Владивостоке (переваливавший 85% грузов из Китая), вероятно, могли бы быть использованы сегодня. Об этом, в свою очередь, рассказал начальник научно-образовательного центра морских международных исследований Морского университета Сергей Смирнов, предложивший использовать агломерацию, включающую Владивосток, Находку, Большой Камень для постройки современного порта  по модели Пусана.

    По мнению Александра Луговца, хотя транзит и трансшипмент - это вполне приемлемые формы, главным образом экономика свободной зоны предполагает развитие собственного производства. А что может производить Владивосток - это открытый вопрос.

    Анализ наиболее известных свободных экономических зон в Азии, предложенный доцентом кафедры менеджмента и логистики Института экономики и управления на транспорте Морского университета Владимиром Лазаревым, показал, что и эти модели, по крайней мере, наиболее успешные из них, не применимы к российским реалиям. Автономный налоговый, монетарный и прочие режимы, принятые в Сингапуре, Гонконге, Макао и так далее, для Приморья будут незаконны. Наиболее приемлемой моделью могли бы служить СЭЗ в Корее: Инчоне и Пусане. По данным ученого, СЭЗ существуют во всем мире и в Нигерии, и в ОАЭ, в Азии их около 90. Все их объединяют схожие правила. Разница в том, насколько такой режим соотносится с государственной политикой.

    На этот счет профессор Института экономики и управления на транспорте Леонид Винокур заметил, что за последние тридцать лет он принимал участие в разработке всех известных проектов в области транспорта в Приморье с преференциями от государства: «СЭЗ Находка, СЭЗ Уссурийск, международные транспортные коридоры Приморье-1,2 и прочее, знаете, что их все объединяет? Ни один из них не был реализован. СЭЗ Находка скисла из-за бюрократии, коррупции, а также из-за непомерной территории, отсутствия современной инфраструктуры, такой, как предлагают инвесторам в Пусане, например. Итог - $70 млн убытков казне».

    Общий диагноз экспертов: «свободный порт» - очень сложный и интересный проект, но государству достаточно не мешать бизнесу и обеспечить его гарантиями. Что до порто-франко, то для того, чтобы проект стал эффективным экономическим инструментом, он должен быть проработан с участием мнения широкого круга специалистов и общественности, и не за три месяца.    

    Ссылка по теме:

    Экс-руководитель Росморфлота Александр Луговец: «Преференции нужны не порту, а территории» >>>>


17 сентября 2024

14:28 Разработка эксплуатационной документации для судов в РС позволяет ускорить процесс ее рассмотрения
13:37 Львиная часть расходов СК «Морвенна» на ремонт задействованного на Севморпути флота приходится на оплату услуг
13:22 Казахстан рассчитывает на содействие Германии по интеграции «Среднего коридора» с транспортной сетью Европы
13:01 Судостроительный холдинг Harland & Wolff (Великобритания) заявил о своем банкротстве
12:43 Учения по ликвидации нефтеразлива при эксплуатации танкеров прошли в порту Петропавловск-Камчатский
12:40 Рентабельность инвестпроектов в сфере рыболовства упала ниже нуля
12:24 В АСРФ предложили отменить пошлины на ввоз главных двигателей из КНР в обмен на отмену пошлин для рыбной продукции
12:05 Во Владивосток прибыли корабли Береговой охраны Китая
11:42 Низкий уровень воды в Печоре препятствует завершению северного завоза в Ненецком автономном округе
11:11 Вред Кольскому заливу из-за разлива мазута при бункеровке судна в порту Мурманск оценен в 5 млн рублей
10:52 Навигационный завоз топлива в отдаленные гарнизоны Минобороны выполнен в полном объеме
10:37 РКО завершило технаблюдение за постройкой серии барж-площадок проекта RDB 66.68М
10:28 МФАСС «Мурман» отбуксирует потерявшее управление НИС «Академик Николай Страхов»
10:10 Правительство разрешило перевалку аммиачной селитры на экспорт через порт Кандалакша (Мурманская область)
09:29 В Иран отправлена партия зерна по маршруту Средняя Волга — Каспийское море — Персидский залив
09:07 Отправки экспортного угля по ДВЖД в январе-августе 2024 года увеличились на 5,1% — до 19,2 млн тонн
08:45 Частично затопленное в бухте Бабья (Камчатка) судно «Анатолий Серов» удалено собственником по решению суда
08:21 Пожарный катер проекта 14157П КБ «Вымпел» передан заказчику
08:00 В Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов предлагается включить требования по апатитовому концентрату

16 сентября 2024

19:00 IEEFA: Из-за падения спроса три четверти терминалов для импорта СПГ в Европе станут недозагруженными к 2030 году
18:38 Подлодки «Император Александр III» и «Красноярск» совершили подледный переход в восточный сектор Арктики
18:17 Закладка двух судов обеспечения проекта FPW1 для работы на ВКМСК состоялась в Астрахани
18:02 Коммунальный флот с начала навигации 2024 года избавил акваторию Москвы от 500 тонн мусора
17:46 Бункеровки судов в китайских портах прекращены из-за тайфуна «Бебинка»
17:29 Ярусолов-процессор проекта МТ1112XL «Гандвик-1» вышел из порта Мурманск в первый промысловый рейс
17:13 РЖД в январе-августе 2024 года увеличили экспортные перевозки удобрений в направлении портов на 23%
16:54 Росморпорт: В Балтийском бассейне имеется колоссальный дефицит мощностей для ремонта крупнотоннажного флота
16:52 Hoegh LNG расширит фокус интересов за пределы плавучих СПГ-терминалов
16:35 РКО завершает технаблюдение за строительством первого российского судна на водороде
16:16 Законопроект о продлении нулевых страховых взносов для российского флота рекомендован к принятию в первом чтении
16:03 В судоремонте есть запрос на адаптацию ремонтных ведомостей к существующим возможностям
15:59 Импорт сырой нефти КНР в январе-августе 2024 года снизился на 3,1%
15:47 Средний возраст технического флота на ВВП России составляет около 45 лет
15:24 Ущерб судовладельцу после навала танкера на конструкции моста в Костроме составил 5 млн рублей
15:18 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь-август 2024 года вырос на 4,7%
15:00 Китай нарастил импорт угля в январе-августе 2024 года на 11,8% — до 340 млн тонн
14:42 Порт Вентспилс (Латвия) в январе-августе 2024 года снизил перевалку грузов на 29%
14:21 Для строительства портовых сооружений отгружено 14 тыс. тонн трубошпунта из Петербурга в «Бухту Север»
14:09 Мнение: Вопросы ценообразования в судоремонте являются одной из проблем отрасли
14:06 Отгрузки в адрес ММТП в августе 2024 года сократились на треть
13:48 Контейнерооборот порта Гонконг (Китай) за январь-август 2024 года снизился на 5,4%
13:34 Камчатское рыбодобывающее предприятие оштрафовали за загрязнение водного объекта
13:19 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-август 2024 года выросли на 7,6%
12:57 Круизное судно «Кронштадт» не смогло пришвартоваться в Таганроге (Ростовская область) из-за сильного ветра
12:38 В Красном море началась буксировка поврежденного танкера Sounion
12:26 Грузооборот порта Сингапур за январь-август 2024 года увеличился на 6,6%
12:12 Минтранс утвердил Правила движения и стоянки судов в Амурском бассейне ВВП
11:55 Семь международных операторов контейнерных терминалов обработали в 2023 году более 40% грузов в портах
11:36 «Торговый порт Посьет» (Приморье) вложил 48 млн рублей в модернизацию системы аспирации
11:04 Два плавучих атомных энергоблока для Приморья построят в течение 5 лет
10:50 В Санкт-Петербурге открылась III конференция «Судоремонт, модернизация, комплектующие»
10:29 АСРФ: Пошлины на экспорт рыбы затрудняют обновление устаревшего промыслового флота
10:07 Два пассажирских судна столкнулись на Неве в Санкт-Петербурге
09:43 Участок плазменной резки появится в цехе №3 завода «Янтарь»
09:17 Пассажиропоток в Московском бассейне ВВП с начала навигации увеличился на 25% — до 2,6 млн человек
08:46 Экспорт зерна из Волгоградской области за январь-август 2024 года составил более 490 тыс. тонн
08:22 НЭС «Северный полюс» отправилось из порта Мурманск в Арктику
08:00 Открыты продажи настенной карты, содержащей более 1400 судоремонтных предприятий России

15 сентября 2024

10:07 Парусник «Крузенштерн» завершил визит в Марокко
09:57 В порту Тамань спасатели провели учения по ликвидации нефтеразливов
09:46 Из Петербурга в Кронштадт запустили самые быстрые рейсы на «Метеорах»
08:32 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на три полярные станции

14 сентября 2024

10:18 Дмитрий Патрушев поручил проработать возможность повышения приоритетности перевозок удобрений на постоянной основе
10:01 В Перечень затонувшего имущества планируется добавить 37 новых объектов
09:45 В порту Зарубино планируется разрешить перегрузку грузов дополнительных классов опасности
09:16 GIS Reports: Севморпуть становится стратегически важным транспортным коридором в мире
09:00 Минпромторг подготовил проект постановления правительства о квотах на экспорт минудобрений с 1 декабря 2024 года

13 сентября 2024

19:00 На паруснике «Мир» завершилась вторая в этом году плавательная практика курсантов
18:03 Совладельцем оператора морского порта «Витино» стал ЗПИФ «Кварк»
17:50 Итоги недели с ПортНьюс: 9-13 сентября 2024 года