Глава Мурманской области Марина Ковтун провела рабочую встречу с министром посольства Японии в России Рокуитиро Митии, сообщает пресс-служба правительства региона. Министр посетил область в рамках ознакомления с возможностями использования Северного морского пути.
«Мурманская область – ворота в Арктику. Международное сообщество, включая Японию, пристально следит за развитием и потенциалом северных территорий. Мы планируем обсудить возможности использования Северного морского пути – сейчас это стратегический интерес японской стороны», - сообщил Рокуитиро Митии.
Из всех иностранных государств, проявляющих интерес к Арктике, Япония раньше других начала демонстрировать стремление участвовать в освоении региона, отмечается в сообщении. Японская сторона в 1991 году на острове Шпицберген развернула полярную станцию, сотрудники которой тщательно отслеживают процессы, происходящие на Северном полюсе. Кроме того, две ведущие японские организации – Фонд Ниппон и Фонд исследований в области морской политики принимали активное участие в реализации совместно с Норвегией и Россией международной программы изучения Северного морского пути (INSROP).
В конце 2000-х годов на основании собранной информации японское правительство приступило к формулированию концептуальных основ политики в Арктике. 2 сентября 2010 года в структуре Министерства иностранных дел Японии была учреждена рабочая группа по Арктике, которая занимается комплексным анализом и мониторингом происходящих в регионе изменений по целому ряду направлений: экономика, сфера безопасности, экология и международное морское право. В начале 2012 года к разработке дипломатической стратегии в Арктике подключился Японский институт международных отношений. Он запустил исследовательский проект «Управление Арктикой и дипломатическая стратегия Японии».
К 2014 году Арктический регион оказался в центре международной политики, заняв одно из главных мест в программах энергетической безопасности Японии. После катастрофы, разразившейся на атомной электростанции «Фукусима», с японской стороны резко усилился интерес к природным арктическим ресурсам, так как будущее ядерной энергетики, обеспечивавшей до 30% потребностей страны в электроэнергии, до сих пор не определено. Весьма привлекательными для японцев являются запасы полезных ископаемых и редкоземельных металлов – лучшие специалисты страны заняты поиском перспективных способов их добычи в арктических условиях. Япония активно принимает участие в исследованиях месторождений полезных ископаемых совместно с арктическими странами, с тем, чтобы в будущем иметь преференции по условиям доступа к природным ресурсам.
Особо пристальное внимание в Японии уделяют потенциальным возможностям освоения Северного морского пути. С открытием нового маршрута Япония окажется на пересечении двух линий морских коммуникаций – на север и на юг (через Южно-Китайское море). Близость к Берингову проливу, откуда начинается Северный морской путь, позволит Токио создать важный транспортный узел, находящийся в более выгодном географическом положении по сравнению с Гонконгом, Сингапуром или Пусаном.
В связи с возможными перспективами, открывающимися для Японии с освоением Арктики, возникла необходимость включиться в работу при обсуждении будущего этого региона. Сессия Арктического совета, проходившая в мае 2013 года в шведском городе Кируна, завершилась принятием исторического решения: статус постоянных наблюдателей получили государства, сильно удаленные от Арктики, не имеющие с ней общих границ. На постоянной основе при решении любых вопросов, касающихся Арктики, будут присутствовать представители Индии, Китая, Италии, Южной Кореи и Японии.
В последние годы наблюдается рост транзитного грузопотока по трассам Северного морского пути. В 2013 году обеспечены транзитные рейсы из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. За время летне-осенней навигации 2013 года выполнена 71 транзитная проводка судов, в том числе 25 судов под иностранными флагами. В навигацию 2012 года – 46 аналогичных транзитных проводок (28 иностранных судов), в 2011 – только 4.
В 2014 году ожидаемый грузопоток транзитных грузов по Северному морскому пути составит порядка 1,5 млн тонн.