На следующей неделе ожидается разнонаправленная динамика цен на бункерное топливо. Такой прогноз ИАА «ПортНьюс» предоставлен MarineBunkerExchange (MABUX).
Действие основных геополитических драйвер-факторов в настоящее время в определенной степени теряет свою актуальность, что может привести к коррекции на рынке и переходу цен на бункерное топливо к разнонаправленной динамике.
Текущая неделя вновь прошла под знаком снижения котировок. В геополитическом плане в настроениях продолжили доминировать ситуация в Ливии и Ираке при одновременном дисконтировании геополитических рисков из стоимости топлива. Мировой индекс MABUX, формируемый из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, в период с 09 по 16 июля также продемонстрировал нисходящий тренд:
380 HSFO - снижение c 565.09 до 554.57 USD/MT (-10,52)
180 HSFО - снижение с 604.86 до 596.00 USD/MT (-8,86)
MGO - снижение с 923.07 до 918.71 USD/MТ (-4,36)
За последнюю неделю ”украинский” фактор в значительной степени потерял свою драйвер-составляющую при том, что вооруженное противостояние на юго-востоке страны продолжается, а перспективы урегулирования конфликта остаются неопределенными. На этом фоне США, не дожидаясь решений саммита глав государств ЕС, ввели 16 июля новые санкции против России. В Европе же сложился целый блок стран, выступающих против введения санкций в отношении РФ: Италия, Франция, Германия, Люксембург, Австрия, Болгария, Греция, Кипр и Словения. Эти страны имеют тесные торгово-экономические связи с Россией. В результате Евросоюзом было принято шесть новых мер, связанных с украинским кризисом и присоединением Крыма к России, значительно расширившими вторую ступень санкций, но не перешедшими в третью ступень (которая затрагивала бы целые сектора российской экономики). В любом случае ”украинский фактор” сохраняет свой драйвер-потенциал, и любое обострение ситуации способно двинуть индексы вверх.
Несмотря на достаточно сильную статистику по рынку труда (очередное снижение на прошлой неделе числа заявок на пособие по безработице в стране на 11 тыс. до 304 тыс.), глава ФРС США Дж.Йеллен заявила 15 июля в своем выступлении, что восстановление экономики США еще не завершено и высокий уровень ее стимулирования остается целесообразным. По ее словам, ФРС будет сохранять ставку нанизком уровне значительный период времени после завершения программы количественного смягчения, а планы по нормализации монетарной политики не означают немедленного ее изменения. В то же время, запасы углеводородов в стране продолжают снижаться: по итогам прошлой недели показатель коммерческих запасов сырой нефти упал на 7,7 млн. баррелей (против прогноза падения в 2,0-2,5 млн.). И хотя товарные запасы бензина немного повысились (на 171 тыс. баррелей), необходимо учитывать, что США входят в пик сезона отпусков, который традиционно характеризуется повышенным спросом на бензиновое топливо. Все это в целом не способствует росту топливных котировок.
Вместе с тем, фактором поддержки неожиданно выступила позитивная статистика из Китая. Темпы роста экономики КНР во втором квартале 2014 года ускорились до 7,5% в годовом выражении по сравнению с 7,4% в январе-марте. Промышленное производство в стране также выросло в июне лучше прогноза - на 9,2% против прогноза роста на 9%. По существу, это – первые признаки реального ускорения второй экономики мира за послед-них три квартала после того, как правительство начало реализовывать ряд мер по стиму-лированию экономики.
В противовес Китаю макроэкономическая статистика из еврозоны остается достаточно слабой: по данным на май текущего года объем промышленного производства в 28 странах ЕС снизился на -1,1 % в месячном выражении. Глава Европейского центрального банка Марио Драги в очередной раз дал сигнал о готовности ЕЦБ к дополнительным решительным мерам, включая "количественное смягчение" (QE), если они потребуются для борьбы с затяжной слабостью инфляции в еврозоне (по прогнозам, в июне осталась на майском уровне в 0,5% годовых).
Как и неделей ранее, настроения мирового топливного рынка на данный момент в большей степени формируются под влиянием ситуации в Ливии и Ираке. Рынок ожидает, что объемы добычи ливийской нефти продолжат постепенно расти после того, как повстанцам и правительству удалось достичь соглашения по началу отгрузок через блокированные почти год порты Рас Лануф и Эс Сайдер с суммарной мощностью 560 тысяч баррелей в сутки. Вместе с тем, начинают появляться серьезные сомнения в способности правительства Ливии обеспечить безопасный и бесперебойный экспорт нефтепродуктов. Основанием для этого послужил очередной всплеск насилия, когда в результате боестолкновений 13 июля между региональными вооруженными группировками был закрыт аэропорт Триполи, а ООН была вынуждена объявить о временной эвакуации своей миссии. Кроме того, в результате акций протеста персонала остается блокированным порта Брега перевалочной мощностью 43 тысячи баррелей в сутки. Как бы то ни было, ожидавшегося резкого притока ливийской нефти (потенциальный фактор давления на топливные цены) на мировой рынок пока не произошло.
В Ираке 15 июля парламент после продолжительных дебатов в итоге избрал нового спикера, положив тем самым потенциальный старт урегулированию ситуации в стране. Вместе с тем, изменений в географии ведения боевых действий между правительственными войсками и экстремистами "ИГ" не происходит, что дает все основания полагать, что срыв поставок нефти из страны, поток которых с юга контролируется правительством, а с севера - курдскими вооруженными формированиями, вряд ли может случиться в ближайшей перспективе.
Возможный приток иранской нефти на мировой рынок в связи с возможным снятием санкций пока также остается под вопросом: на переговорах между "шестеркой" посред-ников и Ираном в Вене не удалось достичь существенного прогресса. Ожидается, что консультации будут продолжены 20 июля.
Наименование продукта и порт |
380 cSt HSFO |
380 cSt LSFO |
|
|
|
Роттердам 2014-07-17 |
575 |
603 |
Роттердам2013-07-17 |
597 |
606 |
|
|
|
Гибралтар 2014-07-17 |
370 |
420 |
Гибралтар 2013-07-17 |
564 |
584 |
|
|
|
Панамский канал 2014-07-17 |
585 |
700 |
Панамский канал 2013-07-17 |
610 |
678 |
|
|
|
Пусан 2014-07-17 |
623 |
725 |
Пусан 2013-07-17 |
618 |
730 |
|
|
|
Фуджайра 2014-07-17 |
600 |
- |
Фуджайра 2013-07-17 |
590 |
730 |
Все цены указаны в USD / MТ
Абсолютный рекорд цен маркиBrent= $147.50 (11 июля, 2008)
АбсолютныйрекордценмаркиLightcrude (WTI)= $147.27 (11 июля, 2008)
Наименование продукта |
Котировки на момент закрытия 16июля |
Light Crude Oil (WTI) |
$101,20 |
Brent Crude Oil |
$107,17 |