РЖД планирует построить 3 железнодорожных порта: «Приморский», «Балтийский» и «Таманский»
В рамках проекта создания сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) предусматривается строительство трех железнодорожных портов: «Балтийский», «Приморский» и «Таманский», а также более 50 ТЛЦ и сателлитов в увязке с необходимой реконструкцией железнодорожной инфраструктуры. Об этом говорится в сообщении ОАО «РЖД» со ссылкой на первого вице-президента компании Вадима Морозова.
Железнодорожный порт – это системообразующий мультимодальный технологический комплекс, представляющий собой группу специализированных и универсальных терминалов, необходимую инженерную, транспортную и административную обеспечивающую инфраструктуру для обслуживания мощностей грузового морского района.
Создаваемые железнодорожные порты предполагают обслуживание грузопотоков не только отдельного морского порта, но и формирование тыловой инфраструктуры для обслуживания морского грузового района в целом. Так, порт «Балтийский» (Санкт-Петербург, станция Шушары), создается для улучшения ситуации в Северо-западном транспортном узле, «Приморский» (Уссурийск) вместе с сателлитами (Гродеково, Артем-Приморский-I, Находка и др.) – для решения проблем в Приморском транспортном узле и «Таманский» – для улучшения пропускной способности в Азово-Черноморском транспортном узле.
Строительство железнодорожных портов «Приморский» и «Балтийский» будет способствовать формированию глобального сухопутного транспортного коридора «Запад – Восток» по направлению Европа – Россия – Азия с ответвлениями на Китай, Казахстан, Монголию и Корейский полуостров. Уже сейчас это направление от портов Дальнего Востока до пограничных переходов и портов северо-запада России представляет собой альтернативу традиционному морскому пути доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу.
Создание железнодорожных портов «Таманский» и «Балтийский» создаст благоприятные условия и возможности для перевозок грузов по маршруту «побережье Балтийского моря – Персидский залив» в рамках евроазиатского коридора «Север – Юг». В перспективе этот коридор должен стать одной из основных транспортных артерий страны и аккумулировать большое количество грузопотоков из Азии в Европу.
Значительный рост объемов перевозок грузов через морские порты предопределяет необходимость проведения работ по их дальнейшему развитию, а также припортовых станций и подходов к ним. В этой связи необходимо реализовать комплекс согласованных мероприятий по развитию транспортной системы, включающей в себя, как морские порты, так и железнодорожную инфраструктуру, а также операторов и экспедиторов, предоставляющих комплексную услугу по перевозке грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении.