Одобрены поправки о репатриации в Сводную конвенцию МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве
На ежегодной Международной конференции труда одобрены поправки, касающиеся выполнения судовладельцами обязательств по репатриации и выплате компенсаций, которые будут внесены в Сводную конвенцию МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), сообщает пресс-служба Профсоюза российских моряков. «За» дополнения проголосовали 443 государства, ратифицировавших Конвенцию, одно – «против», 26 стран от голосования воздержались.
Эти изменения были разработаны совместной рабочей группой Международной организации труда (МОТ) и Международной морской организацией (ИМО), и в апреле приняты специальным трехсторонним комитетом МОТ.
Принятые комитетом поправки необходимо было согласовать на Международной конференции труда и сейчас, когда это произошло, два года МОТ будет ожидать, поступят ли обоснованные возражения по отношению к этим изменениям. Если никто из государств не станет оспаривать дополнения, они будут утверждены на очередном заседании административного совета МОТ, после чего вступят в силу для всех стран, ратифицировавших КТМС.
Изменения должны обеспечить гарантированное выполнение обязательств судовладельцев по репатриации и выплате компенсаций пострадавшим от несчастных случаев морякам. Суда под национальным флагом должны будут иметь на борту свидетельства, подтверждающее финансовое обеспечение указанных обязательств. Это либо страховка, либо государственное социальное страхование, либо банковская гарантия. В Российской федерации (РФ) страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний обеспечивает Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), в который работодатели отчисляют соответствующие взносы. Государства, ратифицировавшие КТМС, будут требовать выполнения этого условия.
Копии свидетельств должны быть вывешены на судне на видном месте, где каждый моряк мог бы ознакомиться с ними. Кроме того, эти документы должны быть на английском языке или с приложением перевода на английский.
Помощь, обеспечиваемая системой финансовых гарантий репатриации, должна быть достаточной, чтобы покрыть не только проезд моряка домой, но при необходимости проживание, питание, медицинскую помощь, одежду и любые другие разумные расходы на моряков, оставленных без средств к существованию. Более того, в случае задолженности заработной платы, она должна быть выплачена за счет финансовых гарантий, но за период не более 4 месяцев.
В изменениях также предусмотрено, что моряки должны получать уведомление в случае, если финансовое обеспечение судовладельца должно быть аннулировано или не подлежит продлению.
В соответствие с этими поправками, моряк признается оставленным без средств к существованию, если судовладелец не в состоянии нести расходы на репатриацию или оставляет экипаж без необходимой поддержки в порту, или в одностороннем порядке разрывает трудовые отношения с моряком.
Внесение этих поправок – начало борьбы против судовладельцев, бросающих экипажи на произвол судьбы, отмечается в сообщении. По данным МОТ, в марте 2014 года насчитывалось 159 торговых судов, оставленных судовладельцами. Моряки на таких судах могут на длительное время остаться без заработной платы и без возможности вернуться домой, если судоходная компания не может обеспечить работу судна.